По информации союза машиностроителей Германии, за первые 5 месяцев 2018 года снова вырос экспорт трубопроводной арматуры (ТПА) из Германии. В машиностроении Германии занято более 1 млн человек, это важнейшая отрасль экономики страны, успех в машиностроении – это подтверждение успешного развития страны.
На страницах "Вестника" и на портале ARMTORG.RU ранее уже рассказывали о VDMA (Союз немецких машиностроителей), даже было записано видео-интервью. За первые 5 месяцев 2018 года экспорт ТПА из Германии составил 1 676,7 млн евро (более 1,6 млрд евро), рост по сравнению с 2017 годом составил +4,2 %.
Предлагаю подробно рассмотреть ТОП-10 стран, куда экспортируется высококачественная ТПА из Германии, чтобы сделать собственные выводы и провести аналогии с нашей страной (рис. 1).
Итак, на первом месте Китай. Ключевые показатели развития Китая – потребление электроэнергии и объём импорта – показывают, что экономика страны по-прежнему находится в устойчивом положении. Это подтверждают объёмы экспорта ТПА в Китай, который вырос за январь-май 2018 года на 12,9 % по сравнению с предыдущим годом, достигнув 198 млн евро. Правительство Китая принимает меры, которые приводят к снижению темпов роста кредитования. Тенденция общего замедления развития экономики страны продолжится и в 2019 году. Очевидно, что это скажется на импорте ТПА Китаем в ближайшей перспективе. Больше всего Германия экспортирует регулирующую арматуру (рост составляет 7 %), предохранительные клапаны (рост – 17 %) и «запорку» (рост – 6 %). /em>
Автор данной статьи, примерно 10 лет назад будучи представителем по продажам запорной арматуры крупного немецкого концерна в России в качестве одной из серьезных угроз для сбыта немецкой ТПА в России в своем отчете «activity report 200X» назвал появление в России крупного производителя 3-х эксцентриковых металлоуплотненных затворов. На это директор немецкого предприятия, мой босс, ответил: «Для нашей компании основным рынком сбыта затворов является Китай, где уровень конкуренции не в пример России выше, тем не менее мы успешно реализуем там свою арматуру. Китай для нас является самым крупным рынком. За несколько десятилетий китайцы не смогли предложить рынку продукт, аналогичный нашему, со стабильным качеством и набором характеристик, очевидно, требуемых потребителями (прим. автора: включая надежность и срок службы). Мы желаем российским заводам-конкурентам «viel Erfolg» (прим. автора: пер. успеха), но не видим их серьезными конкурентами, ибо правильный клиент-потребитель, у которого есть деньги, приобретает правильную ТПА (в данном случае, повторюсь, речь шла о 3-х эксцентриковых металлоуплотненных затворах), а именно, нашей немецкой фирмы». <
Как видим, по прошествии 10 лет мало что изменилось, и китайский рынок по-прежнему является № 1 для немецких компаний, что означает только одно: если вам нужна качественная ТПА, которая будет служить без проблем и не потребует замены, которая в свою очередь может быть потенциально связана с серьезными затратами (остановка производства, авария из-за ТПА, не дай Бог!), то ваш выбор должен пасть, как минимум, на европейскую арматуру.
Более того, скажу я вам, мало что изменилось за последние 140 лет. В 80-х годах прошлого века ваш покорный слуга был поклонником журнала «Моделист-конструктор», в частности раздела «Морская коллекция» под руководством адмирала Н. Н. Амелько. Мне очень запомнилась статья № 9 от 1978 года о развитии китайского ВМФ под названием «Сражения в Желтом море» (рис. 2), там речь шла о событиях 70-х годов позапрошлого века. Приведу небольшую цитату из данной статьи: «…Ли (прим. автора: Ли-Хун-Чжан – влиятельный китайский государственный деятель конца 19 века) рассудил здраво. В те годы Англия славилась своими паровыми машинами, а Германия – крупповской броней. Так вот Ли и решил покупать быстроходные крейсера в Англии, а хорошо защищенные броненосцы в Германии».
Друзья, как говорится, без комментариев! Даже 140 лет назад «железо» было за Германией.
На почетном втором месте по объёмам экспорта стоят Соединенные Штаты Америки. Рост экспорта в США составил целых 14,7 %, достигнув по итогам первых пяти месяцев 2018 года 162,4 млн евро. Как видим, бизнес немецких компаний в США идет очень успешно, экономика страны получила хороший финансово-политический импульс благодаря налоговой реформе, ответив хорошим ростом.
Позитивная динамика демонстрируется и европейским рынком в целом – потребителями немецкой ТПА. Пусть за первые 5 месяцев 2018 года экспорт во Францию упал на 6,9 %, а в Австрию на 3,3 %, но рост экспорта в Италию составил +13,0 %, в Чехию – +15,5 % и в Бельгию – +22,9 % (почти четверть!!!), с лихвой компенсировав эти потери.
Большинство немецких компаний, представителей которых мы опросили, демонстрируют высокую загрузку мощностей, но при этом отмечают растущие проблемы: замедление Китая, выход Великобритании из ЕС, санкции в отношении РФ. Если цены на энергоносители будут расти, это снизит доходы производителей ТПА, но, с другой стороны, появятся новые проекты в нефтегазе, что компенсирует потерю прибыли в абсолютных цифрах за счет больших объёмов производства. Как говорят представители немецких компаний: «Будем надеяться, что проблемы во взаимоотношениях России, США, ЕС не перерастут в глобальный кризис, а то и конфликт интерконтинентального масштаба с применением ОМП».
А в чем же причина, спросит неискушенный читатель, что даже Бельгия (площадь Бельгии в 560 раз меньше площади России) и Швеция (население Швеции в 14 раз меньше населения России) вошли в данный список, а Россия нет? С места в карьер можно рапортовать об успехах программы импортозамещения. Не будем сбрасывать со счетов этот фактор, даже на фоне недавних новостей о задержке выплаты заработной платы на одном достаточно крупном арматурном заводе и налоговых претензиях к другому крупному производителю ТПА. Однако он явно играет меньшую роль, на наш взгляд, чем увеличившийся в страну импорт из Китая, речь, конечно, об импорте ТПА.
В условиях санкций от ЕС и США и ограничения на этом фоне инвестиций конечные потребители явно затянули свои пояса, свернув инвестпрограммы и решив, видимо, как в сказке, выжать по максимуму из имеющихся средств, по примеру богача из мультфильма «Жадный богач» (кому ближе народное творчество – по примеру главного героя армянской сказки «Жадный Вартан», который из одной шкурки решил получить не одну, а целых семь шапок).
Если года 4 назад среднерыночный ценник на стальной металлоуплотненный дисковый затвор Ду 500 Ру 25 с электроприводом был 12-15 тыс. евро с НДС, то теперь на конкурсах по закупке ТПА средний ценник на такой затвор составляет около 600 тыс. рублей, а это около 8 тыс. евро. Естественно, что 8 тыс. евро – это ценовой уровень арматуры, которая на 99-100 % произведена в Китае (1 % оставлен для случая, когда арматура была легализована через российский «завоз», простите, «новый завод», и реально добавленной стоимостью в ней является только цена шильдика, который, как мы видим (рис. 3), не всегда бывает металлическим.
Итак, незаметно мы подошли к другому фактору, который прямо послужил причиной роста импорта в страну из Китая на фоне сокращения импорта из ЕС (Германии и др.). Нелегкая ситуация в экономике страны, вытекающая из сокращения прямых инвестиций (да и портфельные инвестиции значительно сократились), губительно сказывается на новых проектах, их реализации и финансировании. Нет проектов – нет инвестиций – нет импорта хорошей арматуры из Германии и ЕС в целом. Это, пожалуй, основная причина. Автор статьи хорошо помнит оптимизм немецких компаний, их приход на российский рынок в первой половине 2000-х годов, последовавший следом международный финансовый кризис 2008 года, некоторая пауза в 2008-2010 годах и «второй приход», когда страна испытала экономический бум, реализовалось огромное количество проектов: немецкие компании, кто еще не был представлен на российском рынке, стремительно бросились заполнять ниши, а казавшаяся левиафаном российская экономика «пожирала» десятками тысячами европейскую арматуру. Замедление началось в конце 2014 года, хотя 2015 год по инерции оставался позитивным для импортеров европейской ТПА. Тяжелые времена наступили в 2016 году, когда под начавшейся ранее эгидой импортозамещения распространилась, как бубонная чума, порочная практика выдавать китайский продукт за российский. Почему китайцы так полюбили немецкую арматуру и где их патриотизм – китайская программа импортозамещения? Ответ представлен выше – пример из истории Китая. Международное разделение труда, ноу-хау и традиции пока никто не отменял.P.S. Друзья, ушедший 2018 год без преувеличений был годом арматурных выставок в Германии: ACHEMA, DIAM, IFAT, VALVE WORLD, VALVES&PUMPS, и на всех этих выставках присутствовала МГ ARMTORG. В 2019 году нас также ожидают новые международные выставки, конечно, не в таком масштабе, как в 2018 году, но тем не менее как минимум DIAM в Лейпциге в марте мы обязательно посетим. Ждите наш репортаж!
N.B. Суждения по причинам того, что наша страна закупает мало (на фоне других стран) ТПА в Германии является личным мнением автора статьи и может отличаться от мнения редакции.