В январе 1974 года началось строительство первых объектов Экибастузской ГРЭС с проектной мощностью первой очереди 4000 МВт. Электростанция расположена на северном берегу озера Женгельды, в 16 км севернее г. Экибастуза Павлодарской области. Станция строилась в соответствии с проектом по созданию Экибастузского топливно-энергетического комплекса. Местоположение станции определила её близость к основным угледобывающим разрезам Казахстана (в 25 км восточнее расположен крупнейший в мире разрез «Богатырь»). Источником водоснабжения станции является водохранилище, созданное в котловане озера Женгельды и заполняемое водой из канала Иртыш - Караганда. Первая очередь ГРЭС была запущена в 1980 году, однако в течение нескольких лет персоналу станции не удавалось наладить ее нормальную эксплуатацию. ГРЭС-1, ЦК КПСС, Правительство, Госплан СССР — все были крайне обеспокоены тем, что мощная электростанция никак не могла обеспечить проектную выработку электроэнергии.
Министерство энергетики и электрификации СССР, руководители ГРЭС в свое оправдание приводили десятки причин, одной из которых была ссылка на низкое качество арматуры. Также говорили о низком качестве угля, о том, что проект ГРЭС был неудачным, что для более интенсивного горения угля в топки подавался распыленный мазут. Этот процесс работники станции называли «подсветка».
Для решения вопросов на месте в Экибастуз выехал министр химического и нефтяного машиностроения СССР К. И. Брехов. Как обычно, к приезду министра руководители ведомств и специалисты должны были быть на месте. На электростанцию направились главный инженер Главпромарматуры Алексей Александрович Зак и я — главный инженер ЦКБА. В это время в Экибастузе находился начальник отдела качества Виталий Клавдиевич Полюков, который был в командировке почти месяц.
Дымовые трубы электростанции были видны издалека. Одна из них была высотой 320 метров, а вторая — 300 метров. Короткая труба имела на половине высоты изгиб, из-за которого ее не достроили до проектной отметки. Алексей Александрович сказал, глядя на трубу: «Вот как умудрились построить: аванс — получка, аванс — получка». Позже эти слова стали известны местным жителям, и название короткой трубы «Аванс — получка» так и существует уже много лет.
Мы ознакомились с основными агрегатами станции, выяснили претензии к арматуре, которых было совсем немного. Надо сказать, что Минхиммаш реагировал на запросы станции и дополнительно к выделенным фондам отправлял большое количество арматуры, включая крупные задвижки. Вагоны с арматурой приходили на ветку с крутым закруглением рельсов. Виталий Полюков показал нам площадку, на которую сбрасывалась с вагонов арматура больших и малых размеров. Ее и не думали забирать на станцию для замены дефектной продукции. Информация ГРЭС о низком качестве арматуры была откровенным враньем. На земле под открытым небом ржавели тонны дефицитной в то время арматуры. Эту «свалку» называли «Курская дуга».
Прибывшего министра мы проводили на «Курскую дугу». Константин Иванович был очень расстроен увиденным. На совещании с руководством ГРЭС Константин Иванович потребовал провести испытания всей арматуры с «Курской дуги», оборудовав для этого специальное помещение. Для проведения испытаний мы начертили схему испытательного стенда. Министр поручил Главному управлению промышленной арматуры Минхиммаша привлечь близлежащие арматурные заводы произвести при необходимости ремонт валявшейся арматуры. Главпромарматура поручила провести ее ревизию расположенному сравнительно недалеко Семипалатинскому арматурному заводу.