Ирина Друзина, директор по маркетингу
«В. А.»: Практикуется ли в вашей компании реверс (обратный) инжиниринг. Как вы к нему относитесь?
И. Д.: Обратный инжиниринг означает взять чужое оборудование и «переснять мерки», т. е. скопировать. Это несправедливо к российским производителям. Давайте немного перефразируем вопрос: аналоги импортных разработок – это полная копия зарубежных продуктов?
Ответ на этот вопрос состоит из двух частей:
1. Импортозамещение сейчас в 80 % случаев – это покупка у российского производителя того, что у него было в линейке всегда, просто ранее эту арматуру покупали не у российских производителей, а у зарубежных. Это типовая ТПА, и инжиниринговый реверс здесь не нужен. А сейчас предприятия ТЭК и прочих отраслей закупают российское оборудование, то же, что и прежде покупали, но в гораздо больших объемах, замещая импорт.
Пример такого рода импортозамещения без реверса – криогенная арматура НПО «Регулятор»:сегодня это полная линейка криогенной арматуры, включая арматуру для сверхнизких температур (-269 °С). Эта арматура может поставляться на заводы СПГ, которые ранее строились на западной арматуре. Инновация в данном случае – конструкция и материалы, работающие на сверхнизких температурах. То есть инновация здесь – внутренняя компетенция компании, а компетенцию скопировать невозможно, ее можно только наработать.
2. Примерно 20 % потребности ТПА – это действительно продукция, которая ранее у нас не выпускалась в том виде, в каком ее поставляли западные партнеры. Она включает технологические решения, улучшающие свойства традиционной ТПА.
Но все эти решения – это естественный путь развития инженерии, который зависит от появления новых материалов, оборудования, которое применяется для производства, средств проектирования и так далее.
Например, у ЭМК есть «умный кран». Является ли он полным аналогом или тем более копией ORBIT CAMERON? Разумеется, нет. Но там применяются решения, которые также решают задачи разгрузки штока в момент поворота и уменьшения трения в седле. Заказчику это нужно, и поэтому мы тоже решаем эту проблему. Если хотите, у нас общее ТЗ на решение проблем от потребителя.
При выполнении любого ТЗ необходимо брать лучшие образцы, разбирать их по деталям, изучать, развивать себя и компетенции – это необходимые мероприятия, чтобы быть конкурентными.
Это называется не обратным инжинирингом, а бенчмаркингом. Бенчмаркинг – это набор методик, которые позволяют изучить опыт конкурентов и внедрить лучшие практики в своей компании.
«В. А.»: Что нужно сделать, чтобы товары со знаком «Сделано в России» завоевывали международные рынки?
И. Д.: Ликвидировать технологический разрыв, а потом обогнать в развитии техники и использовании современных открытий разных отраслей для производства продукции. Наше будущее – в импортоопережении.
«В. А.»: Кто, по вашему мнению, в первую очередь должен участвовать в подготовке стандартов сертификации аналога API в России?
И. Д.: Автономная некоммерческая организация, которая объединит заказчиков, производителей, проектирующие и строительные организации, что обеспечит унификацию стандартов, согласованность со всеми заинтересованными сторонами и законность их применения. Данная организация должна быть поддержана правительством, в том числе на уровне международных отношений. То есть обеспечивать согласованность создаваемых стандартов с потребителями за рубежом и обеспечивать признание данных стандартов.
«В. А.»: Ощущает ли ваша компания обострение на мировом рынке металлопродукции? Как решаете возникший дефицит?
И. Д.: Есть сезонность в году в области поставок ТПА, вот и на рынке металлопродукции возникают периодически волны беспокойства, решаем, как и прежде решали, – переживаем волну и ждем следующую.
«В. А.»: Вопрос кадров всегда был на острие отрасли арматуростроения, а сейчас кадры стали практически ценным капиталом в каждой компании. Откуда и как ваша компания привлекает к себе сотрудников, особенно рабочих профессий?
И. Д.: Мы всегда приглашаем лучших специалистов в отрасли и растим своих, начиная со студенческой скамьи: сотрудничаем с учебными заведениями, предлагаем практику, стажировки, приглашаем на экскурсии.
Много работаем над тем, чтобы в компании сформировалась сплоченная команда – у нас много внутрикорпоративных мероприятий, потому что мотивация сейчас важна не только финансовая, но и важен климат в коллективе.