Уральский завод трубопроводной арматуры. Интервью с ген. директором Д. А. Разиным: "Мы открыты для аудитов и имеем собственное полноценное производство шаровых кранов и СДТ"

Уральский завод трубопроводной арматуры. Интервью с ген. директором Д. А. Разиным: "Мы открыты для аудитов...

В. А.: Здравствуйте, Дмитрий, рады вас приветствовать! Мы не так давно посетили ваше предприятие с небольшой обзорной экскурсией. Уральский завод трубопроводной арматуры является отечественным предприятием полного цикла, тем оно и интересно и для нас, и для наших читателей. Расскажите, пожалуйста, немного о вашем предприятии, что оно собой представляет на сегодняшний день?

Д. А.: Здравствуйте, Игорь, очень рад вас видеть. Наш завод существует с 2006 года, и начинали мы с выпуска шаровых кранов. C момента основания и по сей день мы производим краны из трех сталей: 1) базовая линейка из стали 20, 2) хладостойкая линейка из 09г2с, 3) коррозионно-стойкая линейка из стали 12Х18Н10Т. В 2010 году была запущена параллельная линия, располагающаяся на новой территории в новом цеху, на которой начался выпуск деталей трубопроводов большого диаметра: сегментные отводы, штампосварные переходы, тройники сварные, в т. ч. с накладками, тройники ТШС, обечайки, фланцы, сальниковые компенсаторы и прочая нестандартная сварная продукция по чертежам заказчика.

В. А.: Дмитрий, а как вам пришла идея производить детали трубопроводов, ведь долгое время основной продукцией, по которой потребители хорошо знали УЗТА, были шаровые краны?

Д. А.: Целью было дальнейшее развитие, не хотелось зацикливаться на каком-то одном направлении. Завод был основан на базе торгующей организации, которая занимается комплексными поставками (речь идет о компании «ЧелябинскПромАрматура», существующей на рынке с 1998 года). В свое время, в 2006 году мы запустили производство кранов, чтобы удовлетворить спрос наших клиентов. В 2010 году, когда появилась возможность, после тщательного анализа потребностей рынка и запросов наших клиентов руководством было принято решение запустить такое направление производства, как детали трубопроводов, поскольку эта продукция повсеместно используется на объектах энергетики, тепловых сетях, ЖКХ, нефте- и газопроводах и т. д. Было решено все это осваивать.


В. А.: Если говорить о рынке и его тенденциях развития, то не могли бы вы поделиться своим мнением по поводу такого направления развития отечественной промышленности, как импортозамещение? Именно с двух сторон, о которых вы упомянули: со стороны торговой компании и со стороны производителя?

Д. А.: Выросший почти в два раза за последние четыре года курс валют больно ударил по дешевой арматуре из Китая, которая была основным конкурентом российским производителям в плане цены. Свою роль сыграло и повышение таможенных пошлин, расходы на транспортировку и т.д. Отечественная арматура стала стоить не намного дороже китайского аналога. На мой взгляд, 60-70% продукции, ввозимой раньше из Китая, сегодня быстрее и проще покупать в России, но финальный выбор все равно остается за конечным потребителем. Учитывая все факторы, импортозамещение на самом деле дает ощутимые результаты, доказывая свою состоятельность и жизнеспособность.

Благо, нас, как производителей, проблема китайских аналогов и раньше не сильно затрагивала. Рынок шаровых кранов в России наполнен заводами-изготовителями, которые предлагают хорошее качество по адекватной цене. То же касается и деталей трубопровода, выпускаемых нами, — подобную продукцию импортного производства я не встречал в принципе.

В. А.: Иными словами, данная программа исполняет свои основные, базовые функции касаемо поддержки отечественного производителя?


Д. А.: Совершенно верно. С экономической точки зрения вопросы перевозки, таможни и прочего съедают всю дешевизну китайской продукции. Европейские аналоги, которые и раньше были дороже, теперь постепенно совсем уходят с рынка. На этом фоне отечественная продукция получается куда рентабельнее.

В. А.: Не могу не задать вопрос о таком направлении производства, как затворы: вы сказали, что «ЧелябинскПромАрматура» занимается поставками этого вида оборудования. Есть ли у вас планы по освоению данной номенклатуры?

Д. А.: Если говорить о чугунных затворах, то мы не планируем заниматься выпуском данного вида арматуры, поскольку для этого необходимо довольно массивное литейное производство, а учитывая очень невысокую цену таких затворов, нам будет достаточно сложно победить китайского изготовителя в этом направлении. Касательно стальных затворов большого диаметра (аналог 32С910Р, 32с930р, 32с930нж и т. д.) наш инженерный отдел сейчас прорабатывает техническую документацию по данному виду оборудования. Мощности наших площадок позволяют изготовить все комплектующие для данных затворов и произвести сборку. Также есть оборудование для наплавки и притирки, будь то седла внутри корпуса или кольца на дисках. Все возможности в общем у нас для этого шага есть, осталось собраться с духом и пустить в производство.

В. А.: Вернемся к вашему предприятию. Уральский завод трубопроводной арматуры уже, скажем так, предприятие со стажем и солидным опытом работы. Расскажите немного о вашей конструкторской группе: как сегодня происходит освоение новых видов арматуры на вашем предприятии?


Д. А.: На нашем предприятии 5 инженеров-конструкторов, двое из которых занимаются шаровыми кранами, еще двое занимаются деталями трубопроводов, а пятый человек отвечает за сопутствующие технические процессы. Если говорить о направлении шаровых кранов, то в 2016 году мы освоили краны большего диаметра, прошли необходимые испытания и осуществили первые поставки. Это кран DN 250 (полный проход), кран DN 300 стандартнопроходной и полнопроходной и кран 350/300 стандартнопроходной. Учитывая наш конструктив, данные краны мы можем делать на давление до 25 атмосфер.

В. А.: А что насчет контроля качества вашей продукции?

Д. А.: На этапе приемки сырья осуществляется серьезный входной контроль. Проверке подвергаются геометрические и химические показатели будущих заготовок изделий. На площадке деталей трубопровода располагается лаборатория, в которой есть все необходимое оборудование для ВИК, УЗК и т. д. Для испытаний запорной арматуры диаметром до 350 мм в 2015 году был дополнительно приобретен новый многофункциональный испытательный стенд. На нем осуществляется проверка герметичности корпуса и шаровой пробки с помощью жидкости и воздуха. Подача среды на данном стенде двухсторонняя, что существенно экономит время на переустановку крана во время испытаний.

В. А.: Как вы считаете, отечественный производитель способен сегодня конкурировать с зарубежными компаниями? Не называя каких-то конкретных имен, как вы думаете, какими достоинствами могут похвастаться российские предприятия?

Д. А.: Адекватный российский продукт, если сравнить его с иностранным аналогом, в современных реалиях будет дешевле, при этом абсолютно не в ущерб качеству. Продукция изготавливается на аналогичном оборудовании и по схожим технологиям. Сырье дешевле, зарплатный уровень, как ни печально, ниже европейского и даже азиатского, а это — две основные составляющие себестоимости. В итоге потребитель получает изделие, которое ни в чем не уступает импортному аналогу (намеренно избегаю громких слов, мол, российская продукция намного лучше, качественнее и т. д.), но при этом цена на порядок ниже.


В. А.: Как вы относитесь к тому, что многие потребители ищут прежде всего продукцию по низкой цене, отодвигая такой важный показатель, как качество, на второй план? В том числе и среди китайских производителей…

Д. А.: Признаюсь, я не сталкивался на рынке шаровой арматуры с китайскими производителями именно в плане конкуренции. Как говорилось выше — в России есть уже далеко не одно крупное предприятие, которое позволяет держать рынок в тонусе в плане конкурентной борьбы. Что касается непосредственно вопроса качества, то это болезненный момент для любого изготовителя. Ты стараешься предложить максимально высокое качество (повышенный запас прочности, металлоемкости и т. д.), которое влечет за собой, конечно, и некоторое увеличение себестоимости крана. Цены приходится держать на конкурентном уровне, зачастую снижая прибыль предприятия в целом. Однако мы понимаем, что это необходимая мера, поэтому относимся к этому спокойно.

В. А.: Вы неоднократно подчеркнули, что снижение цены арматуры происходит не по причине снижения качества, но многие конечные потребители тем не менее до сих придерживаются подобной точки зрения... Некоторые производители, к слову, даже выпускают продукцию с так называемой запрограммированной деформацией, т. е. через какое-то время кран точно выйдет из строя.

Д. А.: Такое могут позволить себе производители, которые слишком уверены в себе или просто являются монополистами, которые точно знают, что их продукция, какой бы она ни была, будет приобретена. Здесь вспоминается аналогия с нашими отечественными дорожниками, которые делают дороги так, что ежегодный ремонт после этого просто необходим. В итоге выгодно и тем, кто ремонтирует, и тем, кто ремонт заказывает. Подобную продукцию, возможно, приобретут заинтересованные лица с целью осваивания бюджета и личной выгоды. Но если с дорогами все основные действующие лица давно определены, то на рынке трубопроводной арматуры конкуренция настолько на пике, что многие компании просто не могут себе позволить подобные эксперименты. Все сегодня ведут работу над своей репутацией и наращиванием клиентской базы на ее основе. Поэтому выпускать заведомо бракованную продукцию — это решение явно не для нас.

В. А.: Поделитесь, пожалуйста, как для вас начался 2017 год?

Д. А.: Если вспомнить вторую половину прошлого года, то стоит отметить, что где-то с октября месяца рынок погрузился в очень серьезную стагнацию. Но диаметрально противоположным был январь текущего года: буквально сразу после праздничных выходных начались оплаты по счетам, выставленным в конце 2016 года, и до сих пор идет уверенный рост по всем направлениям. Надеюсь, что эта тенденция сохранится.


В. А.: Акцентирует ли как-нибудь ваш потребитель свое внимание на том, что вы представляете именно отечественное производство? Важен ли для него этот показатель?

Д. А.: Все зависит от сферы применения. Не думаю, что сфера ЖКХ рвет на голове волосы, желая, чтобы поставляемая продукция была отечественного производства.

Но если мы говорим о действительно серьезных объектах, на которых люди ответственно подходят к выбору арматуры, то здесь акценты расставляются уже на этапе заявки. У нас во всех документах указаны данные о том, что у нас за производство и где оно находится. Мы открыты к диалогу с заказчиками и регулярно принимаем аудиты. Так что потребитель, выбирая нас, в любом случае знает, что мы — производители из России.

Для себя считаю показательным доверие к нам одного из крупнейших химических комбинатов России. Они разместили сложный, признаюсь, неудобный заказ с очень широкой номенклатурой. При этом количество каждого типоразмера было относительно небольшим, у нас не получалось серийного выпуска — изготавливали краны практически в индивидуальном порядке. Особенность заявки заключалась в том, что это были нержавеющие краны из стали 12Х18Н10Т под приварку, муфтовые, фланцевые (в том числе фланцевые DN 150 РN 40 и DN 200 РN 40) с рубашками обогрева. Причем рубашки обогрева, не контактирующие с рабочей средой, тоже были из нержавейки — таково было требование заказчика. Не без труда, конечно, но этот заказ мы выполнили в срок. Успешное сотрудничество с данным предприятием продолжается до сих пор. Помимо выпуска серийной продукции, мы можем и выполняем индивидуальные, нестандартные заказы.

В. А.: Очень показательный заказ на самом деле. Скажите, а не было ли у вас идеи изготавливать шаровый кран «металл по металлу»? Потому что на российском рынке сегодня ощущается некий пробел по данному виду арматуры.

Д. А: Данная мысль меня посещала, но, честно признаться, наше оборудование, нацеленное на арматуру другого типа, не позволит безболезненно перейти на данное производство.

В. А.: В чем вы видите сложности?

Д. А: Тут необходима высокая точность обработки, и это касается даже не самой шаровой пробки (эта технология у нас отработана), а седел. Плюс зачастую краны «металл по металлу» идут на высокие давления и температуры, а тут уже не обойтись простой сварной или бесшовной трубой. Корпуса кранов небольших диаметров изготавливаются в разборном исполнении из литых заготовок, штамповок или поковок. Своими силами мы подобные корпуса изготавливать не можем. Заказывать их у стороннего предприятия? В таком случае мы не сможем гарантировать быстрые сроки и комфортные цены. Хотя однозначно говорить ничего не буду — все покажет время, но сегодня мы к такому шагу пока не готовы. В существующей линейке шаровых кранов серийного производства мы уже освоили все, что хотели. Последние 2-3 года у нас был приоритет именно на расширение парка станков для деталей трубопровода. В январе этого года была закуплена установка плазменной резки. Теперь она позволяет нам изготавливать детали не только из углеродистых и легированных сталей, но и из коррозионно-стойких и жаропрочных.

В. А.: Если отойти от производства кранов, то нашу редакцию впечатлило производство деталей трубопроводов, в частности, я говорю о вальцах, которые позволяют делать переходы, различные конструкции и даже выполнять заказы для атомной отрасли.

Д. А.: Да, все так. Сегодня у нас есть 2 вальцовочных станка. Первый из них работает у нас уже 6-й год, он позволяет прокатывать листовой металлопрокат до 30 мм. В 2016 году мы приобрели второй станок. Он более мощный и способен обрабатывать лист толщиной до 42 мм. Детали трубопровода, изготавливаемые с помощью данного оборудования, могут применяться в том числе и в атомной отрасли.

В. А.: Вы упомянули такие отрасли, как нефтехимия, ЖКХ, а в каких еще отраслях применяется ваша арматура?

Д. А.: Я бы сказал, что во всех отраслях: нефте- и газотранспортировка, химическая и атомная промышленность, теплоэнергетика и теплоснабжение. Каких-то конкретных ограничений нет, все зависит от проекта трубопровода, рабочих параметров и т. д.

В. А.: Как вы думаете, справедливо ли на сегодняшний день выражение, что на российском рынке «места хватит всем»?

Д. А.: Я знаю уральский рынок, а в направлении трубопроводной арматуры он один из самых обширных в стране. И тот факт, что колоссальное количество компаний сосуществует в тесном соседстве без особого ущерба друг для друга, явно говорит о том, что на российском рынке действительно места хватит всем, по крайней мере, в нашем сегменте.

В. А.: Дмитрий, спасибо большое за интересную беседу! В заключение нашего разговора хотелось бы узнать у вас о планах предприятия на ближайшее будущее.

Д. А.: Мы хотим попробовать модернизировать наш кран под нужды ЖКХ и сделать его еще более приемлемым по цене. Работа в этом направлении будет подразумевать некую сегментацию базовой линейки из стали 20. Вероятно, это будет несколько облегченная версия нашего крана, способная конкурировать по стоимости и качеству с основными игроками сегмента ЖКХ. Однако прежняя «тяжелая» линейка, у которой есть свои постоянные «поклонники», также останется в серии. Возобновим также работу по развитию дилерской сети, поскольку в 2016 году мы практически ничего, к сожалению, в этом направлении не сделали, а направление это крайне важное. В целом планы пока такие.

В. А.: Что бы вы пожелали вашим коллегам, клиентам и конкурентам?

Д. А.: Всем участникам отрасли арматуростроения я хочу пожелать процветания, развития, положительной динамики во всех направлениях. Также хочу пожелать всем нам здоровой и правильной конкуренции, которая всегда идет на пользу и стимулирует дальнейший нормальный рост любой компании.

Опубликовано в журнале "Вестник арматуростроителя" № 4 (39)
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 4 (39) 2017
Журнал Вестник Арматуростроения
Заводы 12 Стандартизация 17 Вестник арматуростроителя 30 Тулаэлектропривод 20 импортозамещение 14 видеорепортаж 21 Ямал СПГ 11 НПАА 33 ОМК 79 Северный поток 10 Теплоснабжение 12 Ремонт и реконструкция 40 Нефтепереработка 13 Инвестиции 45 Запорная арматура 27 Сертификация 59 Фобос 11 Нефтегаз-2016 11 Регулирующая арматура 15 Запорно-регулирующая арматура 20 Транснефть 78 Импортозамещение 120 Газпром 169 Шаровые краны 73 Клапаны 28 Трубы 45 Новинки и разработки 76 Тендеры и закупки 24 Модернизация производства 46 Контроль и испытания 22 Газ 29 Новое строительство 47 Выставки 34 Обучение и кадры 13 Автоматизация 14 Локализация 20 НИОКР 34 Инновации 33 Международное сотрудничество 76 СПГ 29 Приводы 17 Нефтегаз 34 Новинки 58 КТОК 24 Нефть и газ 88 Насосное оборудование 17 Сила Сибири 21 ТЭЦ 14 Армалит 23 ЧТПЗ 60 АДЛ 41 ТЭКО-ФИЛЬТР 23 Сумское НПО 30 РОСТРАНСМАШ Трейд 10 РТМТ 24 РЭП Холдинг 11 ГОСТ 10 ОМЗ 14 Сплав 19 АЭМ-технологии 15 Роснефть 42 Темпер 13 Курганский арматуростроительный кластер 15 ЖКХ 19 АУМА 15 Ижнефтемаш 12 Ивано-Франковский арматурный завод 13 «АДЛ» 28 Трубная металлургическая компания 20 МК Сплав 75 Завод Трубодеталь 17 АЭС 39 ДС Контролз 16 выставка 117 Москва 25 МашСталь 11 ЦКБА 10 Арматурные истории 10 МосЦКБА 10 трубопроводная арматура 276 Danfoss 76 БКЗ 33 Барнаульский котельный завод 14 литье 15 Судостроение 12 Astin BGM Group 11 нефть 32 Данфосс 97 Саранский приборостроительный завод 10 Санкт-Петербург 16 KSB 21 Задвижки 25 Camozzi 12 БАЗ 14 Волгограднефтемаш 39 Омский НПЗ 13 ТЭК 10 Ростовская АЭС 14 шаровой кран 12 Итоги года 16 Росатом 70 Атомэнергомаш 53 Минпромторг 26 ООО Паровые системы 11 Россия 30 Уралхиммаш 16 Emerson 30 Пензтяжпромарматура 23 AUMA 13 «Конар» 11 ООО «Приводы АУМА» 20 Корпорация «Сплав» 17 ARAKO 13 АБС ЗЭиМ Автоматизация 66 «Трубодеталь» 12 «Армалит» 15 водоснабжение 12 Hawle 17 ТМК 34 Гусар 28 Metso 10 ПОЛИПЛАСТИК 22 ТермоБрест 33 Росстандарт 15 НПО ГАКС-АРМСЕРВИС 27 Курганская область 26 ООО «РТМТ» 16 «ПРИВОДЫ АУМА» 16 модернизация 34 ВМЗ 26 Росводоканал 12 Первоуральский новотрубный завод 11 Трубодеталь 11 НОВАТЭК 15 LD 17 НПО ГАКС Армсервис 10 Благовещенский арматурный завод 11 ФРП 11 Петрозаводскмаш 11 рынок 10 ПромАрм 21 Valve Industry Forum & Expo 10 ФАС 11 АБС Электро 36 Газ. Нефть. Технологии 21 ГУП ТЭК СПб 13 ПТПА 18 ПРИВОДЫ АУМА 10 электроприводы 38 Курган 23 Тюмень 15 Дайджест арматуростроителя 126 промышленность 10 ГЕАЗ 20 электропривод 12 Реком 10 Китай 24 Курганский арматурный завод 11 НПП ТЭК 11 Силовые машины 18 форум 15 VALTEC 37 семинар 30 ЗапСибНефтехим 24 Северсталь 14 Тяжпромарматура 20 Заметки редактора 40 Armtorg 36 сильфонные компенсаторы 10 газопровод 25 нефтегазовая отрасль 10 машиностроение 10 итоги 21 КОНАР 20 фитинги 10 конкурс 30 ГАКС-АРМСЕРВИС 22 производство 20 ИФАЗ 16 HEAT&POWER 14 Астима 10 СИБУР 35 Нововоронежская АЭС 2 15 Хавле Индустриверке 11 Сумское машиностроительное научно-производственное объединение 22 тендер 12 интервью 43 юбилей 15 ПКТБА 10 Редукционно-охладительные установки 10 регулирующие клапаны 17 Турция 10 аудит 21 ЧелябинскСпецГражданСтрой 16 экспорт 11 СеверМаш 11 Белорусская АЭС 19 нефтепровод 20 литейное производство 21 оборудование 14 Арзамасский приборостроительный завод 11 РАСКО 18 НПФ РАСКО 21 обучение 10 Челябинск 13 ЧЗЭМ 16 аккредитация 12 Петербургский Международный Газовый Форум 12 Белэнергомаш 12 Uni-Fitt 11 вебинар 13 МЗТА 10 конференция 53 Северный поток 2 21 Эмерсон 12 АО «ОКБМ Африкантов» 12 ГК Римера 25 Казахстан 14 Денис Мантуров 13 затворы 10 Транснефть-Сибирь 11 сотрудничество 25 Viessmann 12 ЗиО-Подольск 12 Будущее Белой металлургии 10 Лукойл 24 Новое производство 16 машиностроительная корпорация СПЛАВ 10 Этерно 11 Владимир Путин 10 АЭС Куданкулам 10 ремонт 14 новинка 30 Объединенная металлургическая компания 33 Выксунский металлургический завод 11 стенд 13 PCVExpo 14 HERZ 11 Группа ГМС 12 магистральный нефтепровод 10 Газпром нефть 11 новое оборудование 10 шаровые краны 15 трубопроводная арматура для АЭС 11 поставка 27 Aquatherm Moscow 24 строительство газопровода 18 Интергазсерт 10 Экспоцентр 10 трубопроводы 14 Эго Инжиниринг 12 Группа ЧТПЗ 56 белая металлургия 11 Нефтегаз 2017 15 нефтедобыча 10 Энергомаш (Чехов) - ЧЗЭМ 13 насосы 13 котлы 13 Минпромторг РФ 16 поставка оборудования 25 MIOGE 12 ИННОПРОМ 2017 10 Российское арматуростроение 17 атомная отрасль 23 российское производство 37 сравнение конструкций 10 опыт эксплуатации 20 медиагруппа Armtorg 23 международная выставка 14 мировое арматуростроение 17 участие в выставках 13 сибэнергомаш 13 медиагруппа ARMTORG 12 YDF Valves 11