В. А.: Здравствуйте, Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, немного о вашей компании. Как давно вы работаете в отрасли газоснабжения?
С. В.: Здравствуйте, Игорь, рад вас приветствовать! Сам лично я работаю в данной отрасли около 10 лет именно на позиции директора по маркетингу. В мои обязанности входит продвижение продукции нашего предприятия на рынок, внедрение новых образцов продукции в производство и налаживание контактов с газораспределительными организациями, с поставщиками различного оборудования, в том числе запорно-регулирующей арматуры, также я организовываю и посещаю отраслевые выставки от лица нашей компании. В этом заключается спектр профессиональных задач моей сферы деятельности. Что касается моего предприятия, то наша компания существует с 2006 года. Организовывалась она сначала как структура, которая занималась комплексными поставками оборудования для потребителей в сфере топливной энергетики. Затем пришло понимание того, что необходимо начинать заниматься собственным производством. Тогда объединились две наших структуры — сбытовая и производственная, и получилось производственное объединение «ВИТ-Техгаз». У нас есть 3 основных направления деятельности: 1) производство газорегуляторных пунктов, 2) производство котельных установок различного типа и под различные типы топлива и 3) выпуск комплектующих для газорегулирующей арматуры: байпасных частей, ремонтных комплектов и т. д. под собственным брендом «Ремонтник» и под собственной торговой маркой.
В. А.: Подобный симбиоз сбытовых и производственных мощностей всегда представляет собой достаточно интересное явление, которое нередко приводит к появлению мощных предприятий. Сергей Владимирович, если вернуться к упоминаемым вами ремонтным комплектам: сегодня на отечественном рынке не так много компаний, которые предлагают подобные решения для своих заказчиков. Кто сегодня является основным вашим потребителем в данном направлении?
С. В.: Что касается самой концепции фирменных ремкомплектов: в Сибири процесс газификации еще достаточно молод, и сейчас он находится в состоянии начального развития, но в центральноевропейской части показатели газификации приближаются практически к 100%. При этом возраст газораспределительных пунктов и оборудования газопроводов уже зашкаливает за 20-30 лет. Соответственно, эксплуатация проводится на основе диагностики газопроводов по фактическому состоянию. В таком случае на первое место выходит необходимость индивидуальных регламентов ремонтных работ. У нас на рынке вращается огромное количество моделей запорно-регулирующей арматуры. Она делится как по производителям, так и по номенклатуре: пропускной способности, диаметрам и т. п. Соответственно, любое ГРО имеет у себя на эксплуатации как минимум пару десятков моделей этой арматуры, которая распределяется, допустим, по 6-8 заводам-изготовителям. Формируя график регламентных ремонтных работ и, соответственно, планы закупок на год, они вынуждены обращаться за этими запчастями на эти конкретные 6-8 заводов. Это первое. Во-вторых, внутри каждого производителя одна и та же модель отдельно взятого регулятора с течением времени совершенствуется: в нее вносятся конструктивные изменения, детали модернизируются и т. д. И клапан образца выпуска 2001 года может существенно отличаться от клапана образца 2011 года, а тот, в свою очередь, уже будет отличаться от клапана выпуска 2017 года. Это всегда необходимо учитывать. Мы провели большую аналитическую работу, выбрали основную номенклатуру арматуры, которая используется в наших ГРО, не замахиваясь при этом на импортные образцы, определили основную номенклатуру запасных частей, которые являются самыми изнашивающимися и которые сам производитель указывает в паспорте как детали, которые подлежат обязательной замене при плановых ремонтных работах. Также мы оставили номенклатуру запасных частей, которые в принципе меняются при проведении капитального ремонта (который нужно провести минимум 1 раз в срок действия любой арматуры). То есть если мы говорим про запорную арматуру, то она по ГОСТу не подлежит текущим ремонтам и не подлежит обслуживанию. Ее можно только капитально отремонтировать. Но что касается газовой регулирующей арматуры, то она уже подлежит и текущему, и минимум один раз за все время работы капитальному ремонту. Мы составили каталог запасных частей, учли изменения в связи с различиями в годах выпуска оборудования, сделали комплект чертежей на все эти детали. Кроме этого, мы обратились в наш саратовский «Гипрониигаз», в их испытательную лабораторию и провели там испытания мембран нашего изготовления. Основная ответственная деталь в любой арматуре — это рабочая мембрана. Если происходит ее прорыв, то может возникнуть авария. Соответственно, мембраны бывают двух видов: из тканого прорезинованного полотна и литые. Мы были очень сильно удивлены, когда узнали, что ни один из заводов-изготовителей, в том числе и применяющих активно импортные мембраны известных производителей, испытания на их пригодность для применения на опасных производственных объектах не проводил. Мы совместно с «Гипрониигазом» разрабатывали специальную методику испытаний, которая была бы наиболее комплексной. Мы испытывали два вида мембран. Нужно понимать, что мембраны, мембранное полотно и сырая резина, из которой изготавливаются формованные мембраны, строго стандартизированы и должны соответствовать техническим условиям на эти материалы. И так получилось, что испытывали скорее даже не сами мембраны, а материалы, из которых они изготавливаются. Мы провели комплексные испытания, в том числе климатические, гидравлические на разрыв, давлением при отрицательной температуре в соответствии с ГОСТ 1510550, составили методику, изготовили оснастку и т. д. В итоге мы получили очень неплохие результаты, и теперь из этих материалов мы изготавливаем те самые рабочие мембраны. Дальше мы применяем комплексный подход к тому, чтобы разработать специальную тару, потому что мембрану нельзя сворачивать и длительно в таком виде хранить, ведь она теряет свои свойства, и ее опасно ставить в прибор. Мы даже изготовили специальные коробки под наши мембраны. Кроме этого, мы применяем специальную вакуумную машину, которая с помощью РТИ запаковывает в вакуум наши изделия, и проч. Весь смысл состоит в том, что к решению данной проблемы мы подошли комплексно.
В. А.: Тогда такой вопрос: на каком сегодня уровне в нашей стране находится стандартизация газового регулирующего оборудования? Мы на последней встрече слушали доклад «Гипрониигаза», который вызвал очень жаркие споры и заявления о том, что эта структура сегодня не полностью обеспечивает вопросы стандартизации оборудования для газовой отрасли.
С. В.: История такова: с советских времен, когда у нас еще был «Главгаз», на всю страну только два завода выпускали оборудование для сетей газораспределения (Саратовский завод газового оборудования и саратовская «Газавтоматика»). Город Саратов вообще негласно можно считать столицей газового оборудования и газовой отрасли нашей страны. В 1942 году во время Великой Отечественной войны был проложен первый газопровод, и в этот же год районная электростанция была переведена на газ как на основной тип топлива. В 1943 году было начато строительство первого на территории СССР газопровода «Саратов — Москва», он был закончен в 1946 году, и по сути получается, что Саратов газифицировал Москву. У нас есть во Владимире такой товарищ — Владимир Иванович Тарасенко — он издал недавно книгу «История газификации», а сам он вплотную занимался в то время процессами газификации. Что же касается стандартизации: было 2 завода, потом в 50-е годы возникает институт «Гипрониигаз», который разрабатывает все технические решения для этих двух заводов, и, соответственно, все выпускалось в единственном стандартном виде. Когда началась конверсия (в конце 80-х годов), «Гипрониигаз» всю свою документацию передал на оборонные предприятия, такие как «Сигнал», по которой «Сигнал» позже начал выпускать приборы. Отсюда пошло деление и специализация по сферам деятельности, и рыночные отношения поспособствовали созданию большого количества предприятий. Кто-то начал изготавливать арматуру, кто-то начал заниматься сборкой газорегуляторных пунктов и т. д. Сейчас говорить о какой-либо стандартизации бессмысленно. Такие вопросы уже возникали и ранее, например, в 2010 году «Гипрониигаз» взял подряд на разработку отраслевых технических условий для «Газпром газораспределения». Они тогда уже налаживали систему централизованных закупок, приводя свои системы закупок в соответствие с законодательством о закупках. Была высказана идея о том, что для того, чтобы привести в порядок систему закупок, нужно закупать стандартизированное оборудование. И в этот момент «Гипрониигаз» столкнулся с тем, что сделать это невозможно при современном многообразии оборудования. Привести все к какому-то единому стандарту можно было лишь тогда, когда на всю страну оборудование выпускало только 2 завода.
В. А.: Неужели и вправду нельзя прийти к какому-то общему знаменателю?
С. В.: Ну они в итоге и пришли. В 2015 году, 30 декабря, были утверждены отраслевые условия «Газпрома газораспределения», которые носят сегодня характер стандарта организации. Там прописаны конкретные пункты, конкретные стандарты, но они носят скорее рекомендательный характер. К слову, законодательного характера они быть просто не могут. Что вообще такое стандарты? Стандарты — это строительные длины, габариты, различные показатели по герметичности, прочности, рабочему давлению, материалам и прочему. У нас все, что касается эксплуатационных характеристик, отражено в ГОСТах.
В. А.: Но ведь никто не отменял ТУ (технические условия), по которым любой может выпускать арматуру, которая может не соответствовать ГОСТу...
С. В.: Вот об этом парадоксе я и говорю: у нас, несмотря на то, что есть ГОСТы, ты можешь выпускать продукцию на основании собственных ТУ. А еще к тому же исторически сложилось так, что все арматурщики выпускают свою продукцию на основании своих технических условий, потому что когда отрасль арматуростроения в нашей стране начала расти, еще никаких ГОСТов принято не было в том виде, в котором они сейчас есть. И в итоге данный общепринятый ГОСТ по сути становится добровольным к применению на предприятиях. По этой причине в «Газпроме» пришли к созданию системы сертификации «ГАЗСЕРТ», которая предъявляет повышенные требования к изготовителям оборудования для объектов «Газпрома». Все изготовители берут на себя определенные обязательства касаемо создания той или иной продукции, соблюдения всех нормативных документов и т. д.
В. А.: Сергей Владимирович, а если исходить от обратного: медиагруппа Armtorg, например, состоит в Ассоциации «Сибдальвостокгаз», которая одной из своих задач ставит урегулирование вопросов производства и потребления арматуры и оборудования в газовой отрасли. На сегодняшний день существуют ли какие-нибудь концепции по созданию эффективной системы стандартизации данного вопроса в нашей стране?
С. В.: Тут к проблеме нужно подходить комплексно. Во-первых, почему у нас ничего не развивается? Потому что «Газпром» стремится снизить свои эксплуатационные издержки. Это с одной стороны. По этой причине они везде в нормативных документах прописывают большие и средние сроки эксплуатации оборудования — это где-то порядка 30 лет. Что такое поставить арматуру, скажем, на 30 лет? Что с нами будет через 30 лет? Большие сроки службы оборудования не способствуют тому, чтобы оборудование как-то технически совершенствовалось. Во-вторых, те задачи, которые перед собой ставит «Газпром», предполагают основной критерий — минимальную стоимость. Соответственно, любое технически совершенное оборудование будет стоить совсем других денег. По этим двум причинам вся отрасль, на самом деле, не нацелена на какой-либо скачок в совершенствовании и модернизации существующего оборудования. В-третьих, как ни крути, но наш основной заказчик — это всетаки «Газпром», а он нам, изготовителям, не дает четкого представления о своей технической политике. Он объявляет конкурс на разработку определенного оборудования, которое он был бы готов профинансировать. То есть со всеми новшествами, которые у нас появляются в отрасли, заводы-изготовители выходят в инициативном порядке, вкладывая собственные средства в НИОКР и не зная наверняка, будет ли эффективной и востребованной в итоге новая разработка.
В. А.: В этой ситуации самое гнетущее то, что такими действиями они открывают прямую дорогу на наш рынок зарубежным производителям, отталкивая при этом отечественных. Лично ваша компания сталкивалась ли с такой ситуацией?
С. В.: Безусловно. На сегодняшний день мы сталкиваемся с лоббированием интересов зарубежных поставщиков, хотя государство декларирует везде и всюду политику импортозамещения и поддержки отечественного производителя.
В. А.: Вопрос о контрафакте: вы в предыдущем своем ответе сказали о таком пункте в закупках, как «невысокая стоимость». На этой почве многие потребители, желая сэкономить, покупают различное оборудование сомнительного происхождения и качества. Как бы вы прокомментировали данную ситуацию? Коснулась ли вашего предприятия когда-нибудь эта проблема?
С. В.: Она касается нас напрямую. Например, одно из направлений нашей работы — газорегуляторный пункт. По этому направлению в Саратове и в его городе-спутнике Энгельсе работает порядка 70 предприятий разного толка. У нас в Саратове даже существует такое понятие, как «гаражное производство». Ну, его значение говорит само за себя. Причем здесь речь идет не только о ГРП как о готовом изделии, где применяется самая различная арматура, которая выпускается многими чуть ли не в гаражах. Соответственно, стоимость одного и того же регулятора или клапана может достигать разницы в 4-5 раз. В общем, проблема эта на сегодняшний день очень актуальна, но это все завязано на том, что все выпускают свою продукцию на основании собственных технических условий. Повторюсь, именно поэтому «Газпром» и ввел свою добровольную систему сертификации «ГАЗСЕРТ» для того, чтобы хотя бы понимать, какая арматура попадает на их объекты. По сути единственным барьером на пути контрафакта сегодня является только добровольная сертификация.
В. А.: И действительно: остальные компании и газовые хозяйства не имеют таких сертификационных систем, и они по сути не защищены перед проникновением на их объекты контрафакта?
С. В.: Да, верно. Точнее, они не то чтобы не защищены, просто вся техническая политика в такой ситуации остается им самим на откуп. Если они хотят ориентироваться на что-то достойное, то они не будут обращать внимание только на низкую цену. Что мы называем контрафактом: регулятор давления — это самый ответственный прибор на газопроводе, и от его эксплуатационных характеристик и качества зависит безопасность работы всей сети газопроводов. Если он неожиданно вдруг выйдет из строя, то мы можем получить какой-либо опасный инцидент. Внутри регулятора есть ряд ответственных узлов, а сам прибор рассчитан на то, чтобы работать при определенных условиях: давлении, температуре и т. д. Что мы получаем на деле: регулятор, который был выпущен крупным производителем, всем поставленным условиям соответствует. А тот, что собран в гараже, может внешне выглядеть точно так же, собран может быть по тому же принципу и частично из тех же материалов, а внутри у него неизвестно какая мембрана. Были даже ситуации, когда часть металлических деталей была заменена на пластмассовые, и т. д. Иными словами, внешне оборудование выглядит так, как должно выглядеть, а внутри потребителя ждет полное несоответствие техническим характеристикам.
В. А.: Вы сказали, что использование некачественной арматуры ведет к опасным инцидентам. Скажите, пожалуйста, какие конкретно инциденты вы имеете в виду?
С. В.: Ну к примеру, если регулятор на среднее давление попадет в устройство конфорки газовой плиты, то может произойти взрыв. Или, например, то, о чем неустанно говорит Андрей Викторович Король: к нам на рынок постоянно попадают импортные регуляторы, которые честно сделаны по европейским стандартам, но под их климатические условия (температура в среднем до -20°С). Недобросовестные дилеры, которые реализуют данную продукцию на нашем рынке, переписывают паспорта в соответствии с климатическими условиями, которые указаны у нас в ГОСТе (температура в среднем — до -40°С). Соответственно, когда регулятор попадает в эксплуатацию в те климатические условия, на которые не рассчитан, он выходит из строя. Это еще одна из проблем — эксплуатация хоть и, возможно, качественного, но не рассчитанного на какие-либо условия оборудования.
В. А.: Во время выступления нашей медиагруппы на НТС была озвучена идея о том, что имеет смысл создание некого каталога поставщиков. Как вы считаете, данная мера поможет каким-то образом поспособствовать решению проблем контрафакта, размытой стандартизации и т. д.?
С. В.: Честно скажу, что у меня неоднозначное мнение по поводу этой идеи, поскольку она не предусматривает некоторых объективных критериев оценки того продукта, который заявляется для вхождения в подобный каталог. Я объясню: что входит в понятие «добросовестность»? Добросовестность, с одной стороны, подразумевает то, что предприятие гарантирует качество своего продукта, с другой стороны — предприятие выполняет свои обязательства перед поставщиком. Качество продукта должно оцениваться объективно, этим должны заниматься беспристрастные эксперты, которые будут работать по четко выстроенным критериям оценки оборудования. Поэтому мне кажется, что этот каталог добросовестных поставщиков не будет нести в себе именно вот этой объективной составляющей.
В. А.: А если к формированию данного каталога подключить конечных потребителей?
С. В.: Опять же, кто-то напишет положительный отзыв, кто-то — отрицательный, а вывод-то итоговый из чего делать? На чем были основаны эти отзывы, может быть, на какой-то личной неприязни, кто знает. Это будет примерно та же ситуация, что и с «Алиэкспрессом» (AliExpress — Прим. ред.): читаешь отзывы о товаре и на их основе делаешь вывод. А у людей основания для недовольства или, наоборот, доброго мнения могут быть абсолютно разные.
В. А.: Хорошо, я вас понял. Но все же: если данная идея будет воплощаться в жизнь, скажите, вы на начальном этапе будете готовы ее поддержать?
С. В.: В принципе — почему бы и нет? Возможно, что я ошибаюсь, и данное решение действительно хорошо повлияет на нашу отрасль. Хотя вопрос объективности оценки все-таки стоит ребром: не станет ли этот процесс инструментом недобросовестной конкуренции и т. д. Это все нужно еще не один раз обдумать.
В. А.: Спасибо за ваше мнение, оно вдохновляет на дальнейшую работу и на то, чтобы выполнять ее еще лучше. У меня к вам следующий вопрос: многие наши читатели даже не знали о существовании такой ассоциации, как «Сибдальвостокгаз». Не могли бы вы от себя рассказать о ее деятельности?
С. В.: Во-первых, нужно сказать, что это — единственное объединение проектировщиков, эксплуатирующих организаций и заводов-изготовителей на данный момент в нашей стране. Другого подобного сообщества в области газораспределения в принципе сегодня не существует. Во-вторых, еще один объективный фактор — значимость этой организации, показателем которой является увеличение численного состава участников за последние несколько лет. Ассоциация — это уникальная информационная площадка, которая позволяет оперативно и конструктивно обсудить проблемы любого участника отрасли. В этом смысле очень хороший инструмент — научно-технический совет (НТС). Научно-технический совет существовал в структуре «Росгазификации» достаточно давно, потом «Газпром газораспределение» забрал у него некоторые функции, переманил ряд ведущих специалистов, и в итоге его НТС превратился в некое такое кулуарное собрание, куда не допускались ни изготовители, ни проектировщики. Собираются лишь технические специалисты ГРУ и решают свои внутренние проблемы, о которых мы, другие участники отрасли, не знаем и никогда не узнаем. НТС в Ассоциации носит совсем другой характер: здесь в дискуссии принимают участие все стороны, и все стараются друг друга слушать и слышать, вносить свои предложения ради достижения общей цели. В общем, могу сказать, что роль Ассоциации увеличивается, и меня лично этот факт очень радует. Были и непростые времена за 20-летний срок ее существования, но сегодня это уже осталось в прошлом.
В. А.: Сергей, расскажите, пожалуйста, а как для вас лично и для вашей компании изменился рынок за последние годы?
С. В.: Рынок изменился очень серьезно. «Газпром» в последнее время ведет очень активную политику по консолидации активов в сфере газораспределения, а этот процесс влечет за собой возвращение статуса естественной монополии одной компании, которая существовала еще в Советском Союзе. Может быть, это, с одной стороны, и правильно, потому что когда в одно время в той же Омской области было с десяток собственников газовых сетей, это приносило массу неудобств и проблем всем. Факт остается фактом: сегодня компанией, которая задает направление развития отрасли, является «Газпром». У меня здесь даже возникает ассоциация с оборонной промышленностью — у нас у всех есть один заказчик, на которого мы все работаем. В целом все коренные изменения рынка и отрасли, так или иначе, зависят от него.
В. А.: Если говорить о дальнейших тенденциях развития газового рынка: на последнем заседании Ассоциации обсуждался вопрос о перспективе применения СУГа (сжиженные углеводородные газы – Прим. ред.) в сибирских регионах. Что вы об этом скажете?
С. В.: По поводу СУГа сейчас ситуация неоднозначная, поскольку основным препятствием к развитию данного вида газопроводов является его цена, в которую закладываются транспортировка, построение специализированной инфраструктуры, климатические несостыковки и т. д. Кстати, о климатике: например, взять такой регион России, как Якутия. В этом регионе есть отдаленные улусы, которые, в принципе, нецелесообразно газифицировать природным газом никак. Сжиженный газ, как вариант, там тоже не будешь использовать, потому что слишком холодно и возникнут проблемы с реконденсацией. А их, в свою очередь, нельзя решить, потому что у нас в этих вопросах несовременное законодательство. К примеру, у нас те же нормативные расстояния по закону между газгольдерами и жилыми зданиями очень большие. Испарители нельзя устанавливать внутри помещений. Плюс ко всему у нас в стране экологическое законодательство еще не достаточно развито и строго. Если бы запрещали всем добывающим компаниям сжигать попутный газ и заставляли его утилизировать, то, возможно, и производство сжиженного газа в стране шло более активными темпами и в больших объемах.
В. А.: Но если обратиться к новостной ленте портала Armtorg, то можно увидеть, что на территории нашей страны уже сегодня достаточно активно идет работа в развитии направления СПГ…
С. В.: Тут есть некоторые различия между сжиженным природным газом и сжиженным попутным газом. Это две разные технологии. Тут, кстати, стоит еще упомянуть о том, что СУГ для «Газпрома» — не профильный актив. То есть когда они покупают активы какого-нибудь ГРУ, то технологию СУГа они заводят за него, либо вообще от нее избавляются. Получается, СУГ сегодня используется активно разве что в качестве газомоторного топлива.
В. А.: И все же: есть ли перспективы применения СУГа в Сибири?
С. В.: Я думаю, что во всех регионах (кроме Крайнего Севера), где нет природного газа, есть перспектива применения СУГа.
В. А.: Спасибо большое, Сергей Владимирович, за такую долгую и крайне содержательную беседу! Позвольте задать вам заключительный вопрос: какие планы у вашей компании на 2017 год? Чем планируете заниматься, какие ждут впереди проекты и заказы?
С. В.: Наша основная задача на этот год — расширение присутствия на рынке. Для этого мы сейчас занимаемся внедрением нового вида продукции на нашем предприятии. Также у нас в планах расширение сотрудничества со странами СНГ.
В. А.: Что ж, желаем вам успехов в осуществлении ваших планов, надеемся, что вы достигнете всех поставленных целей! На прощание, что бы вы пожелали вашим коллегам, клиентам и читателям журнала «Вестник арматуростроителя»?
С. В.: Пожелаю, наверное, всем заинтересованным лицам активнее участвовать в деятельности ассоциации «Сибдальвостокгаз», потому что иначе получается, что каждый живет как будто бы в своем мире, изредка принимая участие в выставках или конференциях. Ассоциация — это единственная площадка сегодня, которая позволяет эффективно решать любые вопросы, какими бы они ни были. Ну и успехов всем, конечно!