«Русатом Инфраструктурные решения» реализует следующий этап развития «Умного города», нацеленный на работу со сложной инфраструктурой водоснабжения. Так, этой весной состоится ввод в промышленную эксплуатацию системы «Цифровой водоканал» в Глазове, которая поможет наладить эффективную работу коммунальных предприятий.
Комплекс состоит из трех компонентов – инфраструктура для сбора и передачи данных о расходе воды, давлении, потреблении электроэнергии и мощности насосами, уровне воды в резервуарах и других параметрах, программное обеспечение SCADA для сбора, обработки, хранения и отображения данных об объекте наблюдения и модули, которые позволяют корректировать режимы работы оборудования, ускоряют обнаружение потерь, их устранение и т. п.
Так, модуль «Анализ балансов» предназначен для снижения потерь. Он собирает сведения о поднятой воде и отпущенной потребителям. «По опыту работы с разными водоканалами могу сказать, что иногда потери превышают 50 % при нормативных 20-30 %. Причины – либо манипуляции со счетчиками, либо аварии, либо незаконные врезки», – отметил директор проектного офиса «Цифровое ресурсообеспечение» РИР Игорь Чернов.
Модуль «Анализ режимов» поддерживает оптимальные условия работы насосов. Он в режиме реального времени собирает данные по давлению, КПД насоса и удельному расходу электроэнергии на кубометр воды. Операторы на основе этой информации задают оптимальные параметры. Внешние условия меняются – параметры корректируют. Кроме того, модуль дает возможность максимально оперативно реагировать на аварийное падение давления и другие нештатные ситуации.
Для аварийных и планово-предупредительных работ разработаны «Заявки». В этой технологии видно, кто и как долго выполняет заявку, когда данные по ней введены в систему, какие материалы понадобились, где техника – едет или простаивает. Сопоставление данных позволяет посчитать время и себестоимость выполнения каждой заявки. Руководство может делать выводы об эффективности работы бригад и персонала в целом и, например, премировать сотрудников. Еще одна возможность – видеть и анализировать историю вызовов.
Модуль «Обходчик-контролер» выстраивает расписание мастеров и отслеживает их геолокацию, дорабатывается модуль «Центральная панель». Он дает статистику по всему предприятию, которая нужна руководителю или собственнику. «Центральная панель» отображает динамику инцидентов, исполнение инвестиционной программы, может показать их корреляцию: уменьшилось ли количество аварий после того, как переложили трубы или поменяли насосы. Здесь же сводится информация о платежах.
В структуре затрат предприятия на «Цифровой водоканал» цифровые модули занимают около 5 %. Львиная доля приходится на аппаратную часть. Специалисты РИР и сотрудники «Тепловодоканала» вместе устанавливали приборы, отлаживали инфраструктуру, разрабатывали модули, выделив небольшой участок сети водоканала. В рамках проекта будут созданы четыре малых диспетчерских пункта и один большой, куда будет стекаться вся информация из системы. Первые результаты уже есть: режимы работы оборудования и перемещения бригад теперь можно отслеживать онлайн, объем данных, на основании которых можно принимать решения об изменениях, постепенно накапливается.
Справка:
«Русатом Инфраструктурные решения» – дивизион «Росатома», разработчик цифровых решений и отраслевой интегратор по направлениям «Умный город», «Централизация систем ресурсоснабжения» и «Чистая вода». Компания занимается управлением, модернизацией и обслуживанием инфраструктурных объектов в сферах тепло-, водоснабжения и водоотведения, уличного освещения с применением цифровых решений, в том числе на условиях концессионного соглашения.
Базовый функционал цифровой платформы «Умный город», разработанной РИР, позволяет администрациям отслеживать исполнение задач коммунальными службами, жителям– получать информацию о работе городских служб, образовательных и культурных учреждений, а депутатам – контролировать качество выполнения работ на своих территориях.
По материалам «Атомная энергия 2.0»