«Центральное конструкторское бюро машиностроения» выполнило поставку партии запасных частей главных циркуляционных насосов для Калининской и Нововоронежской АЭС. Крепежные элементы (болты, шпильки), втулки, фланцы, кольца и вкладыши будут задействованы в плановом-предупредительном ремонте насосного оборудования.
Предприятие является единственным отечественным разработчиком и производителем главных циркуляционных насосов (ГЦН) для водо-водяных энергетических реакторов (ВВЭР). ЦКБМ осуществляет регулярные отгрузки запасных частей и оказывает необходимую конструкторскую и технологическую поддержку своим заказчикам, обеспечивает сервисное обслуживание насосного оборудования атомных электростанций в России и за ее пределами.
ЦКБМ непрерывно совершенствует конструкцию ГЦН. Новейшая разработка конструкторского бюро, не имеющая аналогов в мире – одновальный циркуляционный насос ГЦНА-1753. Предусмотренная конструкцией система водяной смазки всех узлов насоса и электродвигателя позволяет полностью отказаться от использования масла, что значительно повышает пожаробезопасность реакторной установки.
Исключение маслосистемы и соответствующего оборудования (маслобаков, маслоохладителей и маслонасосов) ведет к уменьшению металлоемкости агрегата и снижению массы на несколько тонн. Кроме того, межремонтный период ГЦНА-1753 в полтора раза больше, чем у насосов предыдущего поколения.
Справка:
«Центральное конструкторское бюро машиностроения» (АО «ЦКБМ») основано в 1945 г. Основной вид деятельности – насосное и дистанционно-управляемое оборудование для объектов атомной энергетики. ЦКБМ специализируется на разработке и производстве главных циркуляционных насосов (ГЦН), герметичных насосов, центробежных электронасосов для АЭС и дистанционно-управляемого оборудования для атомной промышленности.
ЦКБМ является единственным в стране разработчиком и изготовителем главных циркуляционных насосов для всех типов российских реакторов ВВЭР. Новейшая разработка конструкторского бюро – главный циркуляционный насос без маслосистемы (ГЦНА-1753), в котором все узлы смазываются и охлаждаются водой (в том числе, узлы электродвигателя). Отсутствие маслосистемы значительно повышает пожаробезопасность АЭС. Данное техническое решение не имеет аналогов в мире.
По материалам АО «Атомэнергомаш»