4 октября в рамках IX Петербургского международного газового форума была затронута проблема утилизации и очистки старых трубопроводов на конференции «Вопросы обращения с отходами нефтегазового комплекса».
В обсуждении приняли участие представители органов власти и бизнеса. Модератором сессии выступила Елена Мазлова, руководитель межкафедрального сектора экологических проблем, профессор кафедры промышленной экологии РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, академик РАЕН.
В приветственном слове Николай Валуев, первый заместитель председателя комитета по экологии Государственной думы, обратил внимание на актуальность и остроту проблемы: «Наша задача — уже сегодня подумать о том, как снизить экологический вред, наносимый в том числе промышленными отходами предприятий нефтегазовой отрасли. В нашей стране только труб, выведенных из эксплуатации и оставшихся в почве, около 140 тыс. км. Общая длина отработавших свой срок труб, наполненных нефтепродуктами, зачастую радиоактивными, превышает длину экватора в 3,5 раза. Мы можем себе только представить, насколько это колоссальная опасность. Проблему нужно решать, и комитет по охране окружающей среды полностью и всецело открыт для предложений».
Продолжила дискуссию Наталья Беляева, заместитель председателя комитета по экологии «Деловой России», руководитель юридической компании «Дельфи»: «В рамках стартовавшей в 2014 году реформы отрасли по обращению с отходами изменился подход. Теперь мы, внедряя основные принципы государственной политики, в первую очередь должны подумать о том, как максимально сократить объем отходов». В связи с этим, по словам Беляевой, существует проблема «выхода нефтегазовых компаний из зоны комфорта»: порядок, когда отработанные трубопроводы утилизировались как металлолом, был правильным до тех пор, пока в результате многочисленных проверок не установили, что такой лом содержит массу различных отходов и не может быть утилизирован в чистом виде.
«Тема оборота труб — сложная, — согласился Владимир Березин, советник отдела отраслевого взаимодействия департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления Минприроды РФ. — Позиция Росприроднадзора в этом вопросе неизменна: если трубы потеряли свои первоначальные свойства, они относятся к отходам, и альтернативных вариантов быть не может».
«Тем не менее правоприменительная практика показывает, что многие нефтегазотранспортные предприятия не считают отработанные трубы отходами производства, — поделился опытом Михаил Пономарев, представляющий Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. — Это влечет за собой финансовые и правовые риски, например, при отсутствии паспорта отходов могут применяться не только штрафы, но и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а отсутствие лицензии на обращение с отходами I–IV класса опасности может повлечь как административную, так и уголовную ответственность».
Марат Галиев, генеральный директор компании «ТрансЛомПереработка», обратил внимание на остро стоящую проблему фальсификатов на рынке: «С этим столкнулся Санкт-Петербург — за последние 5 лет жилищно-коммунальные аварии унесли 43 жизни. И большинство аварий происходит по причине изношенности труб, которые были изначально смонтированы под видом нового оборудования». Анализ деятельности предприятий, занимающихся очисткой труб, показал, что 90% компаний используют полигоны под открытым небом и устаревшие технологии, не заботятся о вредных выбросах в атмосферу при обжиге металлических деталей трубопроводов, загрязняют водоемы, сбрасывая сточные воды.
Пути решения этой проблемы спикер предложил искать в применении новых технологий: использовании усовершенствованного оборудования для резки труб, исключающего разлив нефтепродуктов; переплавки 100% металлических конструкций трубопроводов для исключения попадания фальсифицированной продукции обратно в отрасль. «Экономический эффект от загрузки производств металлургического комплекса заказами на новые трубы будет намного выше, чем экономия от использования старого оборудования, — уверен Марат Галиев. — Если взять во внимание опыт наших зарубежных коллег, то в Японии применяется не только 100%-ный рециклинг, но и предварительная сортировка металлического лома, что позволяет упростить переработку при меньших финансовых затратах. К сожалению, в нашей стране пока этого нет».
Тему фальсификации и контрафакта в сфере переработки трубопроводов продолжил Игорь Малышев, директор Фонда развития трубной промышленности (ФРТП): «Объем рынка по очистке труб, по нашим оценкам, — 50 млрд рублей в год, это сверхдоходный бизнес. К 2025 году объем отработанных участков трубопроводов, которые будет необходимо демонтировать, увеличится до 2 млн т в год. Куда отправятся эти трубы? На переплавку или в наши с вами дома? Нужно решать этот вопрос в ближайшее время. Росприроднадзор уже начал действовать, и около 30 самых крупных «реставраторов труб» закрылись, заведено пять уголовных дел».
Спикеры отметили практическую значимость и важность прозвучавших докладов и выразили готовность продолжить диалог для поиска комплексных решений и улучшения сложившейся ситуации.
По материалам «ПМГФ»