Минэнерго создало межведомственную группу по доработке законопроекта о магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов.
По нормам текущего законодательства ремонтные бригады даже в случае острой необходимости не имеют права подойти к трубе через чужие земли без согласия их владельца. Например, в Нижегородской области собственники прилегающего к трубопроводу участка не пропустили через свою территорию представителей компании для ликвидации утечки дизельного топлива. После этого землевладельцы через суд потребовали компенсацию за разлив нефтепродукта - более 13 млрд руб. По расчетам экспертов, нанесенный ущерб не превышал 150 млн рублей. Причем при своевременном допуске специализированных бригад к месту аварии сумма ущерба была бы меньше.
Еще один повод для беспокойства - застройка и мусорные свалки вдоль трассы магистральных трубопроводов. Свалки опасны тем, что мусор пожароопасен, а что такое открытый огонь возле трубопровода с нефтью или нефтепродуктами, объяснять не стоит. Незаконные постройки - это беспрепятственный доступ к трубопроводу жильцов или владельцев этих построек.
Широко распространено приобретение так называемых ленточных участков вдоль охранных зон трубопроводов. Эти отрезы земли свободно продаются, поскольку разрешено их хозяйственное использование. Но на таких участках, как правило, не ведутся никакие работы: земли приносят доход как предмет договора с трубопроводной компанией, которой необходим свободный проход через территорию. Российское законодательство не регулирует, каким образом должна рассчитываться в таком случае арендная плата, а значит, собственники могут потребовать любые деньги.
Например, в Чувашии за полгода до начала ремонтных работ на участке трубопровода Альметьевск - Горький-3 некое физическое лицо приобрело сразу несколько участков вдоль трассы, после чего собственник потребовал с компании арендную плату за землю в десять раз больше, чем в среднем по региону. С подобными ситуациями сталкивались предприятия "Транснефти" и в других регионах.
Еще в 2014 году Счетная палата после аудита инвестиционной программы "Транснефти" сделала вывод, что правовые пробелы в вопросах временного отчуждения земель для строительства, технического обслуживания и ремонта позволяют злоупотреблять правом на получение компенсации и затягивать сроки работ. Такие же пробелы существуют в порядке подсчета убытков землевладельцев.
Серьезное беспокойство вызывают и вопросы безопасности трубопроводов и других объектов ТЭК. Для чего, по мнению многих участников рынка, требуется уточнение и ужесточение ряда норм закона. Например, по действующим нормам злоумышленники, задержанные с поличным за врезкой в трубопровод, получают минимальное наказание. Их действия квалифицируются судами не как преступление, а как подготовка к нему, как намерение кражи. Службы же безопасности при трубопроводах не вправе сами возбуждать административное делопроизводство по факту преступных посягательств, а могут только передать собранные свидетельства в правоохранительные органы.
После прошлогоднего обращения главы "Транснефти" к президенту России минэнерго создало межведомственную рабочую группу по доработке законопроекта о магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов. Ожидается, что первая версия законопроекта поступит на рассмотрение в Государственную Думу в ближайшее время. Эксперты рассказали о пробелах в законодательном обеспечении работы нефтепроводов и необходимости специальных нормативных актов.
Законы о "трубах", устанавливающие правила транспортировки различной продукции, приняты во многих странах мира, в том числе в США, Англии, Франции и Германии. В Казахстане и Беларуси действуют законы о магистральном трубопроводном транспорте, определяющие права и обязанности участников отношений. По мнению многих экспертов, комплексный закон о магистральном транспорте нефти и нефтепродуктов нужен и в России. Этот документ должен прежде всего обеспечить беспрепятственный доступ к трубопроводу для его обслуживания и ремонта, для ликвидации последствий возможных аварий. Такая возможность, кстати, появилась для газовых труб после принятия закона о газоснабжении. Необходимо разработать методику расчетов платежей за пользование землей, законодательно утвердить принципы взаимоотношений ее собственников с нефтетранспортной компанией. Также следует установить правила для охранных зон в районах нефтетранспортной инфраструктуры, в том числе обязать демонтировать незаконные постройки. Стоит упомянуть, что российским законодательством предусмотрены подобные права для собственников автомобильных дорог.