Уважаемые читатели, мы продолжаем встречи с руководителями российских предприятий, производящих импортозамещающую продукцию для отрасли арматуростроения. И сегодня нашим собеседником станет Андрей Николаевич Шестаков, генеральный директор компании НПП «ТЭК», которая уже не первый год занимается серийным выпуском интеллектуальных электроприводов. Они предназначены для автоматизации трубопроводной арматуры и находят широкое применение практически во всех отраслях промышленности.
Отметим, что предприятие находится в Томске, городе, где концентрация интеллектуальных разработок просто зашкаливает, а импортозамещение и независимость от зарубежной продукции воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.
Убедиться в этом вы можете, посмотрев серию видеорепортажей с производственной площадки НПП «ТЭК» на портале Armtorg.ru в разделе «Видео». Ну, а узнать больше об истории, разработках и стратегии предприятия можно прямо сейчас из представленного интервью.
Armtorg: Андрей Николаевич, в начале беседы представьте нашим читателям свою компанию.
А.Ш.: «Томская электронная компания» образовалась в 1999 году. Мы относимся к плеяде предприятий «новой волны», которые возникли во время перестройки. Предприятие основано на базе НИИ «Технотрон». Этот институт работал в основном на оборонную промышленность, в перестройку у него не стало государственных заказов, и он стал разваливаться. Мы попробовали его возродить. Начинали с 20 сотрудников, а сейчас их 800. Инженеров-конструкторов, проектировщиков – около 400 человек. Рабочих – 300-350. Территория большая, около 5 гектаров. У нас полный цикл производства: и механическое, и электронное.
Мы занимаемся интеллектуальным машиностроением, хотя начинали с автоматизации, с АСУ ТП. Поэтому предприятие и называется «Томская электронная компания». Как мы занялись приводами? Все началось в 2000 году, когда мы делали НИОКР для «Транснефти». Совместно с заводом «Томзэл» мы разработали интеллектуальный электропривод, первый в России. Мы делали электронику, а «Томзэл» – механику. Впоследствии мы сотрудничали на протяжении 15 лет. Это был первый интеллектуальный электропривод, который мы поставляли уже и на ВСТО, и по всем подразделениям «Транснефти».
После этого мы выпустили свою марку «РэмТЭК» и стали ее развивать. Сейчас у нас есть полная линейка электроприводов на различные диаметры: от 25 до 1200. Весь цикл производства мы выполняем у себя на предприятии. Делаем и электроприводы, и электронику, сами паяем платы, производим редукторы собственной разработки.
Armtorg: В чем отличительные особенности вашего продукта с позиции конечного потребителя?
А.Ш.: Мы занимаемся приводами уже около 20 лет, и весь двадцатилетний опыт сейчас работает на качество нашей продукции. Ее надежность проверена годами. Кроме того, это наиболее передовая продукция с интеллектуальной точки зрения. На предприятии есть специальное подразделение разработки, около 60 человек, которые постоянно работают над модернизацией продукции, создают новые модификации. Мы не стоим на месте. Сейчас разрабатываются новые приводы, которые должны стать более совершенными и, может быть, более дешевыми. Ведь многие говорят, что наши приводы довольно дорогие.
Armtorg: Кстати, как вы это можете прокомментировать?
А.Ш.: Все-таки наши главные конкуренты – это такие компании, как AUMA и Rotork. В их надежности никто не сомневается, и мы тоже к этому стремимся. Мы не хотим делать дешевую и некачественную технику, которую придется менять через год или два.
Armtorg: Многие потребители говорят, что им не нужен интеллектуальный привод, им достаточно редуктора с дистанционным управлением. У вас есть такие предложения?
А.Ш.: Мы предлагаем интеллектуальный электропривод с полным набором функций, может быть, именно поэтому он такой дорогой. Мы были изначально настроены на разработку привода, который внедряется в АСУ ТП, связывается с центральным пультом управления. Да, большое количество функций нужно не во всех случаях. Но сейчас есть модификации электроприводов, которые гораздо дешевле. И мы работаем над тем, чтобы сделать еще более дешевый электропривод, который бы мог использоваться в других отраслях.
Armtorg: Например, для общепромышленных применений?
А.Ш.: Нет, в этом секторе совсем другой ценовой сегмент, там важна массовость, а мы в основном занимаемся интеллектуальной техникой. Но все-таки мы работаем не только для нефтегазового арматуростроения. Мы делаем интеллектуальные системы измерения и учета нефти, воды, газа. В металлургии внедряем роботизированную технику.
Словом, главная стратегия – интеллектуальное машиностроение, в массовый сегмент мы не заходим. У нас специализированные изделия.
Armtorg: Стратегия импортозамещения как-то влияет на работу предприятия?
А.Ш.: Мы занимались этим и раньше, наш привод и был предназначен для замещения AUMA, Rotork. Просто сейчас стало легче набрать объемы. Есть политические и экономические факторы, облегчающие нашу работу: курс валют, определенные преференции для продвижения на рынке. Все-таки российская элементная база пока невелика, здесь очень много импорта, но мы ее возрождаем.
Импортозамещение – это, помимо прочего, еще и безопасность страны. Если мы хотя бы себя обеспечим интеллектуальным товаром, это будет отлично. Хотя мне, конечно, нравятся менее тепличные условия, более жесткая конкуренция, когда все работают на одном рынке, когда появляется больше новых идей, как обогнать конкурента. Сейчас, конечно, импортозамещение смягчает условия, заказов становится больше. Но мы заняты выполнением этих заказов, и у нас остается меньше времени на новые разработки. Вот такие нюансы. Хотя нынешняя стратегия, я думаю, все-таки правильная.
Armtorg: А как решается вопрос с оборудованием?
А.Ш.: Конечно, никакое машиностроение не может развиваться без станков. Многим предприятиям в России надо увеличивать производительность труда, в том числе и за счет станочного парка. У нас стоят американские станки, проблем с ними нет, они дают необходимую точность обработки и высокую производительность.
Armtorg: За последнее время у вас появились какие-нибудь новинки?
А.Ш.: Мы постоянно ведем модернизацию, улучшение наших приводов. Пару лет назад мы ввели «черный ящик», как в самолете, который записывает все события, происходящие с приводом. Если случается какая-то авария, можно посмотреть историю и понять, почему она произошла. Техника сейчас развивается глобально, и мы модернизируем приводы, чтобы было удобно заказчикам и нам самим.
По элементной базе тоже есть новшества, связанные, в том числе, с импортозамещением. Мы стали применять больше элементов, произведенных в России и близких к нам странах. Как я уже говорил, конструкция наших приводов предполагает широкий спектр функций. Иногда их нужно даже убирать, чтобы сделать его дешевле.
Armtorg: В каком состоянии, на ваш взгляд, сейчас находится рынок? Какие у предприятия планы на вторую половину 2016 года?
А.Ш.: На мой взгляд, рынок существенно не изменился. Мы участвуем в программах «Газпрома» по строительству «Силы Сибири», разработке ряда месторождений. Наше производство готово выпускать больше электроприводов, но пока у нас стабильные объемы продаж, они растут постепенно. Ничего резко не изменилось в связи с импортозамещением. Я знаю, что неплохо сегодня развивается и «Тулаэлектропривод», и другие предприятия. Но это нам только на руку: будет интереснее конкурировать.
Планы у нас довольно большие, надеюсь, что год закончится хорошо. Хочется развиваться и развиваться, выпускать новые линейки приводов. В 2016 году будем развивать и другие направления, в том числе блочно-модульное оборудование для нефтегаза, инжиниринг в различных отраслях. Еще сейчас нужно подтянуть
сервис, надежность, эргономические характеристики продукции. Кстати, мы уже открыли сервисный центр в Иркутске и теперь открываем в Сургуте.
Armtorg: Спасибо за рассказ о вашем предприятии! Что пожелаете потребителям и читателям?
А.Ш.: Выбирайте российское, поддерживайте нас, мы вас не подведем. Верьте нашему интеллекту!
Опубликовано в "Вестнике арматуростроителя" №6 (34), 2016 г.
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 6 (34) 2016