Уважаемые читатели, как мы обещали в предыдущем номере, наша редакция открывает новую рубрику, посвященную мнениям экспертов нашего журнала. Дело в том, что порой к мнению наших экспертов мы не просто прислушиваемся, а всецело и полностью ему доверяем. И вот настало время, когда мы готовы поделиться этим колоссальным опытом с нашими читателями. Сегодня мы представляем вашему вниманию мнение Дмитрия Олеговича Левина – одного из авторитетных промышленников отрасли арматуростроения. Он поделится своими размышлениями о работе рынка импортозамещения и производстве трубопроводной арматуры в России.
Здравствуйте, Дмитрий Олегович! Рады Вас видеть! Беседой с Вами мы открываем новую рубрику нашего журнала – «Мнение эксперта». Ее цель – осветить проблемы арматуростроения, найти пути их решения и способы развития отрасли в России. Вот с проблем отрасли и начнем нашу беседу.
Здравствуйте, Игорь Тагирович! Благодарим за оказанное доверие. На мой взгляд, одна из важных проблем отрасли заключается в том, что сегодня в ней действует ограниченное количество регламентирующих документов, по которым мы должны производить продукцию. Еще одна проблема – это тендерные закупки, порядок которых устанавливают федеральные законы № 44 и № 223. Они очень ограничивают потребителя в выборе продукции. Мы сейчас стоим перед выбором: либо улучшать продукцию, но делать ее дороже, либо удешевлять за счет снижения потребительских качеств. Ведь все тендеры сейчас играются на понижение цены. Мы как достаточно крупное предприятие находимся в тренде, боремся с конкурентами. Не только цена должна быть определяющим фактором.
Для всех ли потребителей важна категория качества? Многим нужен просто запорный орган или шаровой кран. Например, очистные клапаны открываются и закрываются раз пять за весь срок «жизни».
Если мы хотим, чтобы срок службы наших тепловых и газовых сетей исчислялся десятками лет, потребителю просто необходима продукция, которая выполнена в соответствии со стандартами и проверена на соответствие им. Сейчас есть закон о десятилетней гарантии для тепловых сетей. Такую гарантию дают практически все, но никто не может ее подтвердить. В советское время существовали конструкторские бюро, стандарты, и все заводы выпускали и проверяли продукцию в соответствии с этими стандартами. Сейчас она не проверяется практически никак, поэтому мы должны возвращаться к такой же системе, и тогда мы будем работать в условиях честной конкуренции. То есть мы будем конкурировать в цене, но при этом вся продукция будет выполнена в соответствии с требованиями, а не просто маркироваться расширенно, как сейчас: «кран стальной такого-то диаметра и давления». А что там внутри – не известно…
Если говорить о потребителе – ему не нужно вдаваться в технологию производства. Ему нужен продукт по приемлемой цене и оптимальное качество. Кто-то считает, что именно тендеры и дают этот баланс…
Мы в этом году выиграли очень много тендеров по цене. Да, я понимаю и признаю, что мы тоже участвуем в ценовой войне. Но проблема в том, что, как я уже говорил, эта война очень сильно ограничивает развитие предприятия в плане изготовления более технологичных конструкций с более длительным сроком эксплуатации. Сейчас многие производители готовы идти на удешевление конструкции, а в итоге проиграем и мы, и потребитель, который получит более частые поломки оборудования. Срок службы будет не 3050 лет, а 3-5, максимум 10 лет, опять же в зависимости от качества теплосетевой воды. Но я не имею в виду, что нужно повысить цены в два-три раза. Соотношение цены и качества должно быть адекватным.
Если мы дома ставим кран на систему отопления, разве мы выбираем самый дешевый? Нет, мы выбираем марку, которой доверяем, кран, по которому видно, что он сделан качественно. Мы не покупаем плохой кран с одним только документом, потому что боимся, что нашу квартиру затопит. А почему мы должны на сети, которые снабжают сотни таких квартир, ставить самое дешевое?
Скажите, какого мнения Вы придерживаетесь относительно кооперации в производстве, и насколько она возможна в нашей стране?
Китай уже доказал, что кооперация эффективна и необходима. Но в России она пока слабо развита. У нас не такое большое количество предприятий, способных обеспечивать высокое качество, низкую цену и стабильные поставки. Поэтому кооперация возможна только в виде изготовления литых или кованых заготовок, пластиковых комплектующих. Что касается металлообработки – я считаю, до этого нам пока еще далеко.
Все больше западных компаний сегодня размещают производство в России и становятся вроде бы российскими. Что вы думаете об этой тенденции?
Ситуация смешная: зарубежные компании, которые главным своим преимуществом называли европейское качество, теперь, перенося производства в Россию, позиционируют себя как российские. Забавно смотреть на эту непоследовательность, эти попытки подстроиться под рынок и повлиять на мнение потребителей. Мы же, в свою очередь, всегда гордились, гордимся и будем гордиться тем, что мы россияне.
Что касается рынка арматуры в целом, я могу сказать, что понятие о нормальной цене на краны изменилось. Дорогой кран продавать стало сложно. То, что сейчас серийно выпускаемые шаровые краны продаются по реальной цене – заслуга отечественных производителей. Я надеюсь, что рано или поздно и вся остальная трубопроводная арматура будет продаваться по действительной и не завышенной цене. Сейчас не всегда понятно, как формируется стоимость продукта. Мы должны приходить к обоснованной ценовой политике.
Как Вы можете прокомментировать повышение НДС, может ли это повышение каким-то образом отразиться на производстве?
Радикально – нет. Да, продукция у всех чуть-чуть подорожает, но не настолько ощутимо, как она дорожает из-за инфляции.
Спасибо, перейдем к стандартизации. По мнению многих, в последнее время система стандартизации весьма деградирует. Что с ней происходит, на Ваш взгляд?
Я очень рад, что наше государство потихоньку начинает обращать внимание на стандарты, и надеюсь, что ГОСТы когда-нибудь снова станут обязательными. Но мы постоянно говорим, что кто-то должен что-то делать за нас и решать все проблемы. Если деградирует система стандартизации – значит, деградируем мы как производители, потому что ничего не предпринимаем. Мой опыт показывает, что каждая компания живет не общими интересами, а только своими. Когда что-то плохо – начинают требовать от государства субсидии, помощь. Я считаю, что каждый должен выживать сам. Это закон бизнеса. Это во-первых. Во-вторых, если мы сами не задумаемся о том, что можно улучшить вокруг себя – никто за нас это не сделает. В советское время многое делалось проще, потому что предприятия работали по плану, ответственность за них несло государство, и оно же решало, каким образом эти заводы развивать. Сейчас, во времена частного бизнеса, мы сами должны думать о том, что делаем. И я этому очень рад.
Как Вы считаете, будет ли российский производитель востребован на зарубежном рынке в ближайшем будущем?
Вопрос интересный. Я считаю, что мы не должны бояться экспорта. Экспортируя свою продукцию в Европу, мы сталкиваемся с достаточно серьезными требованиями. Зачастую это требования даже не к работоспособности крана, а ко многим мелочам, на которые в России просто не обращают внимания. Экспорт в Европу очень помог нам понять и улучшить качество нашей арматуры именно в мелочах. Хотя, конечно, сначала было очень тяжело. Но не надо бояться, надо просто работать.
Многие наши компании не хотят заниматься себестоимостью продукции. Поэтому зачастую эта продукция выглядит неконкурентоспособной. Но отечественные производители обязаны повышать качество и клиентоориентированность, оптимизировать цены, потому что мы ничем не хуже других и можем производить конкурентоспособный продукт. Ряд российских компаний подтверждает это. Тем более что рабочая среда в России сейчас благоприятная. У нас не самые высокие налоговые нагрузки, низкие зарплаты (к сожалению, для населения), пока еще достаточно низкая стоимость топлива и электроэнергии. У нас есть все, чтобы производить. Главное – захотеть.
Спасибо за беседу и Ваше экспертное мнение, Дмитрий Олегович. Со стороны редакционной коллегии постараемся чаще встречаться и еще пристальнее следить за основными тенденциями и трендами рынка запорно-регулирующей трубопроводной арматуры глазами ведущих экспертов отрасли. Будем учитывать и Ваше авторитетное мнение! До новых встреч!
Челябинск – Барнаул, июль 2018 г.