Здравствуйте, Федор Владимирович. В начале беседы, пожалуйста, расскажите читателям журнала о нынешнем состоянии завода «Икар». Мы уже побывали на предприятии с Вами и были потрясены его мощнейшим потенциалом. Но все‑таки хочется узнать вашу оценку и ваше мнение, как представителя собственника.
Здравствуйте, Игорь, спасибо и вам за интерес к нашему предприятию. С удовольствием расскажу об «Икаре» для читателей вашего журнала. Буквально на днях у нас состоится совещание с литейщиками – будем обсуждать запуск литейного производства, это один из основных этапов на ближайшее время, намеченных нами. Всего в нашем плане восстановления производства три главных этапа.
Первый – переезд на площадку «Икара». Далее, как я уже говорил, запуск литейного производства, малой линии «Омега». И последний этап – запуск остальных площадей. Сначала мы думали отложить запуск большого литейного производства. Однако буквально вчера я говорил с потенциальными стратегическими заказчиками большого литья, они заинтересованы в нас. Скорее всего, откладывать «в долгий ящик» мы запуск этой линии не будем.
Когда мы были на «Икаре», то обратили внимание на то, что оборудование по сути в отличном состоянии, говоря оценкой на 4 из 5 баллов. Как вы считаете, когда вы сможете выйти на производственную мощность?
Думаю, при благоприятных обстоятельствах до конца года можно загрузить производство «на полную». Все зависит от рынка: при наличии заказчиков процесс пойдет гораздо быстрее. Если бы сейчас у меня появилсязаказ на 100 млн. в месяц, думаю, через несколько месяцев завод бы уже работал на полную мощность.
На форуме портала Armtorg.ru уже появился вопрос от специалистов: «Как вы считаете, какая продукция «Икара» наиболее востребована на рынке?»
Если говорить о продукции «Икара», в отношении ее у нас есть четкие намерения. Мы приняли решение, что вся символика и обозначения будут такими же, какие были приняты на «Икаре» раньше. Это упростит работу проектировщикам и заказчикам.
Теперь, что касается востребованности: «Икар» выпускал серийную продукцию на высокие и низкие давления в большом количестве. Эту систему мы хотим сохранить – у нас есть возможность выпускать продукцию очень хорошего качества по привлекательным ценам. Эта продукция будет востребована рынком.
Речь идет о той самой клиновой задвижке?
Именно! Серийное производство клиновой задвижки DN 50, 80, 100, 150, 250 – до трехсот, PN 16‑40. Мы ориентируем линию «Омега именно на это производство.
Как вы планируете осуществлять политику сбыта? Это будет торговый дом или дилерская сеть?
У нас есть дилерская сеть. Думаю, изменения не нужны: клиенты, которые на сегодняшний день работают с нами, продолжат работать на тех же условиях. Создание торговых домов пока не планируется. Будут дилеры и продажа непосредственно с завода.
Скептики могут сказать в ответ, мол, «на базе завода будут собирать арматуру из китайского литья, чтобы хоть как-то составлять конкуренцию…»
Если честно, то я настоятельно рекомендую всем скептически настроенным специалистам, в особенности потенциальным клиентам и проектировщикам, обратиться к нам. Мы открыты для конечного потребителя и с удовольствием проведем экскурсию, убедим, что это не китайская продукция, и, самое главное, что мы купили завод всерьез и надолго!
К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с тем, что под нашим брендом продают китайские задвижки. Чтобы защитить клиента, у нас на сайте есть система проверки. Вы указываете номер изделия и про‑ веряете, наша это продукция или контрафактный товар. Мы создаем полностью российское производство и намерены бороться с засильем китайских товаров.
Вернемся к вопросу о номенклатуре «Икара». Раньше, помимо серийной продукции, завод производил продукцию для атомной энергетики, нефтегазовой отрасли и др. Есть ли у вас в планах возрождение этих типов продукции?
Да, конечно. Этот процесс будет идти планомерно, шаг за шагом. Сначала – серийная продукция. Потом – освоенная «Икаром» шиберная задвижка. А вот о дальнейших планах я пока рассказывать не хочу в силу высокой степени конкуренции среди компаний на рынке. Скажу одно: работа по внедрению, запуску новой продукции ведется непрерывно, без отрыва от текущих заказов.
Наше последнее интервью с вами состоялось в конце 2016 года, и тогда об итогах было говорить еще рано. А сейчас расскажите, каким стал 2016 год для вашей компании?
Мы – молодое предприятие, и в прошедшем году многие наши показатели выросли в разы. Мы увеличили объем в 3,5 раза по отношению к 2015 году. В планах на этот год – нарастить их еще в 2 раза. Я могу сказать, что план на 2016 год мы выполнили. Наши предприятия – молодцы. Пользуясь случаем, выражаю через ваш журнал благодарность нашему коллективу: сотрудникам самого предприятия, рабочим, которые стоят у станков и которые собирают арматуру, и всему составу ИТР.
Ваш пример показывает, что в России существуют сильные конкурентоспособные предприятия, которые демонстрируют рост и развитие.
Этот показатель не совсем объективен, ведь наше предприятие молодое, и значит, в принципе в первые годы должно развиваться. Когда наши обороты будут за миллиарды, мы сможем говорить о том, насколько хорош или плох рынок. А сейчас мы «втискиваемся» и «откусываем» для себя заказы. Наша главная задача – откусить львиную долю рынка у импортной, азиатской арматуры, которая выдается за отечественное производство.
В чем опасность продукции из Азии?
Даже если азиатская продукция проходит входной контроль и опрессовку, то она не работает долго. Может быть, со стороны закупщиков это и отличное подспорье, но не со стороны потребителя и эксплуатационных компаний. Для них это очень плохо. Даже если арматура сохраняет герметичность на испытательных стендах и входном контроле, то дальше потребители столкнутся со сложностями… И человек, который сэкономил на арматуре, вынужден заново ее заказывать. Как говорится в поговорке, скупой платит дважды. А хорошая продукция стоит хороших денег. Здесь и вступает наше производство с конкурентной ценой! А дальше уже право потребителя выбирать.
Другое дело, что зачастую потребитель и не знает, что покупает с российских заводов китайскую арматуру. Его вводят в заблуждение. Я бы предложил этот вопрос ужесточить на законодательном уровне. Например, поднять пошлину на ввозимые китайские изделия.
Искусственно, как сделали с машинами?
Да, поддержать арматуростроителей. Причем ограничения нужно вводить не против сложной арматуры, которую заводы в России производить не могут, а именно для простой, где сейчас очень большая конкуренция. Если бы производители были уверены, что им больше не придется конкурировать с китайской продукцией, они бы вкладывались в современное оборудование, развивали свои площади, нанимали людей, платили больше налогов и т. д.
Конечно, тут возникает другой вопрос: производители привыкли зарабатывать как в старые времена – много. Может, пора уменьшить свои аппетиты? Хотя бы немного. И брать объемом. Вот на это, в принципе, и хочется сориентировать завод «Икар»: брать объемом и качественным продуктом.
Возникает еще один вопрос. У задвижки есть, так сказать, конструктивные «враги» – шаровые краны, затворы. Планируете ли вы включать их в номенклатуру?
Мы еще проводим исследования, насколько рынку нужны затворы. С советских времен в России все привыкли к задвижкам. Но затворы себя, в принципе, везде хорошо показывают. И за затвором – шаровой кран, который отлично себя ведет и отлично развивается. У нас есть шаровой кран DN 25 на высокое давление, который серийно освоен. Освоена большая линия шаровых кранов. Запуск серийного производства – это следующий этап, и он будет. Мы будем производить шаровые краны.
Один из последних моих вопросов касается рынка в целом. Как вы считаете, программа импортозамещения сегодня актуальна? Она действительно работает на нашем рынке, или есть какие‑либо тормозящие факторы?
Да, работает. Но будем честны: у многих предприятий есть договоры также с европейскими производителями. Они завозят их продукцию, ставят свой паспорт и продают как продукцию собственного производства. Заказчикам нужно четко и честно осознать, что они хотят покупать – русский паспорт или русский продукт? Импортозамещение каждый видит по‑разному.
Ваша позиция понятна. Не могу не задать вопрос, касающийся курганского кластера «Новые технологии арматуростроения». Ваше предприятие стало одним из первых, вошедших туда. Пожалуйста, оцените работу кластера в 2016 году.
Я не хотел бы давать оценку. На мой взгляд, задача кластера – объединять предприятия, чтобы комплексно закрывать вопросы, касающиеся всех. Я выходил с инициативой проведения проектной работы: собрать в едином списке курганские предприятия и их разнообразные и успешные линейки продукции, а затем разослать эту бумагу по проектным институтам. И не просто разослать, но и провести презентации для бизнес-проектировщиков. Пусть даже не сейчас, через несколько лет, но этот проект начнет давать результаты.
В любом случае – это поможет развиться нашей отличной области. Нашему отличному городу. Нашим отличным людям. Отличным предприятиям.
Сила во взаимодействии и единстве. Федор, большое спасибо еще раз, что нашли время побеседовать! Что вы пожелаете вашим клиентам, коллегам и читателям журнала «Вестник арматуростроителя»?
Хочу пожелать плодотворной работы в этом году. Чтобы все проекты, которые запланированы, были реализованы. Чтобы год был продуктивным, чтобы в этом году был подъем. Это пожелание не только заводу, но и всем представителям отрасли. Икар – мифический персонаж, который взлетел и упал. Пришло время снова взлететь! Я хочу, чтобы этот год для всех производителей и потребителей арматуры был годом взлета, подъема на новую высоту. Новые проекты, только развитие, новое строительство. Просто взлет. И если будет взлетать наша промышленность, будет взлетать экономика нашего государства. Следовательно, мы все будем лучше жить. И о нас будут говорить не только как о ресурсной стране, но и как о стране, имеющей технологии. Этого я и хочу пожелать. Конечно, это за один год не делается. Но можно пожелать этого на грядущий год. А в следующем году – еще раз этого пожелать!
"Первый взгляд на обновленный завод ИКАР". Из цикла передач "Заметки главного редактора", выпуск №35
Опубликовано в журнале "Вестник арматуростроителя" № 1 (36) 2017
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 1 (36) 2017