От редакции
Не так давно наша медиагруппа получила возможность посетить Муромский завод трубопроводной арматуры, который находится в Владимирской области. Это предприятие является знаковым для отрасли арматуростроения по той причине, что оно выпускает российские типы задвижек 30с41нж, 30с64нж. Среди промышленников бытует мнение, что запорная арматура, а именно задвижка клиновая стальная, является синонимом Муромского завода трубопроводной арматуры. Нам удалось пообщаться с управляющим директором Муромского завода трубопроводной арматуры Николаем Николаевичем Олихиным, который подробно рассказал о предприятии, о его нынешней политике, продукции и работе с конечными
потребителями.
Справка о предприятии
МЗТА является одним из ведущих производителей трубопроводной арматуры в Российской Федерации. Основными направлениями деятельности завода-изготовителя являются производство и поставка задвижек стальных литых клиновых, клапанов запорных и обратных, шаровых кранов, которые широко используются при транспортировке газа, воздуха, нефти, мазутов, масел. Основные диаметры от DN 15 до DN 1200 мм с давлением от PN 1,0 до PN 42 МПа. Миссия ЗАО «ПО «МЗТА» заключается в производстве качественной продукции для нужд нефтегазового комплекса, энергетики, химической отрасли, водоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства.
В. А.: Здравствуйте, Николай Николаевич! Мы рады вас приветствовать и хотим выразить благодарность за то, что приняли нашу журналистскую команду и показали предприятие. Расскажите, пожалуйста, подробнее о заводе, истории его возникновения и что сегодня представляет собой МЗТА в промышленном сегменте?
Н. О.: Приветствую всех читателей и хочу сказать вам спасибо, что посетили наш завод. Благодаря вам у нас есть возможность показать, что мы реально существуем и изготавливаем нашу продукцию, поскольку в последнее время ходит много домыслов и слухов о псевдозаводах, которые наполняют наш рынок.
История нашего предприятия достаточно интересна, т. к. оно было создано практически с нуля. Мы начинали с малых объемов. В 2001 г. стартовало производство очень простой линейки стальной задвижки, в номенклатуру выпуска которой входило лишь три диаметра: 50, 80 и 100 мм с единым давлением 16 кгс. Выпуск продукции составлял от 1 до 3 тыс. единиц в месяц.
На сегодняшний день мы выпускаем до 13 тыс. единиц в месяц. Мы представляем диаметральный ряд до 1200 мм с давлением до 420 атмосфер (кгс. — Прим. ред.). Можно сказать, что линейку стальной арматуры и ее типоразмеры мы закрыли полностью. На предприятии есть собственный литейный цех, где мы можем делать не только одну углеродистую сталь, но и низколегированную, жаропрочную и нержавеющую. Для нас освоение этого производства было тяжелым кропотливым трудом, и мы приложили достаточно много усилий, чтобы его организовать. К примеру, мы специально готовили персонал для нашего завода. Дело в том, что в связи с перестройкой многие инженеры, специалисты литейного производства и конструкторы рассеялись по постсоветскому пространству. Последствия этого мы ощущаем до сих пор. Поэтому много времени у нас ушло не только на налаживание собственно производства, но и на подготовку специалистов. На сегодняшний день МЗТА — это завод полного цикла, начиная от литейного цеха, заканчивая погрузкой в автомобиль уже готовой задвижки.
Что касается наших конечных потребителей, хочу отметить, что это ведущие нефтегазовые компании нашей страны («Роснефть», «Газпромнефть», подразделения и дочерние общества РАО «Газпром», ТГК «Энергетика»). Много потребителей и с региональных рынков. Самым важным фактором для конечного потребителя, конечно, является высокое качество продукции. Могу сказать, что сегодня приемка изделий такими нефтяными компаниями, как «Роснефть», стала существенно отличаться от того, что было ранее. Во многом благодаря высокому спросу на качество продукции мы также вышли на совершенно новый уровень работы. К примеру, если раньше были приемо-сдаточные испытания только по герметичности, то сегодня представители нефтегазовых и энергетических компаний практически живут на нашем производстве. Они отслеживают все операции: осуществляют входной контроль, прослеживаемость, приемо-сдаточные операции, качество покраски и упаковки. Конечно, нам, как заводу-изготовителю, это приятно. Но с другой стороны, это кропотливый, тяжелый труд. Однако благодаря ему другие потребители понимают, что поскольку в таких условиях мы выполняем работу для ведущих нефтегазовых компаний, то они могут быть спокойны: арматура нашего предприятия будет точно стоять на их объектах и служить верой и правдой долгие годы.
В. А.: Да, политика качества на МЗТА соблюдается не только для нефтяных компаний, это, в принципе, общий тренд. Николай Николаевич, скажите, часто ли встречается такое мнение, что цены на продукцию МЗТА завышены? Дайте, пожалуйста, свой комментарий по этому вопросу.
Н. О.: В отличие от таких замечательных компаний, как «Корвет» (АК «Корвет», г. Курган. - Прим. ред.), «Благовещенск» (ПАО «Благовещенский арматурный завод», Башкортостан, г. Благовещенск. - Прим. ред.), «Пензтяжпромарматура», мы производим арматуру для общепромышленного сегмента, причем в большом объеме. Это совершенно не означает, что она плохая. Однако мы столкнулись с достаточно большой и сильной конкуренцией с предприятиями Китая. Про эту конкуренцию все знают. Дело в том, что если сделать такое специфическое изделие, как угловой клапан на 450 атмосфер, то китайский изготовитель не сможет конкурировать с нами по соотношению «цена – качество». Если же речь идет о таком массовом изделии, как задвижка 16-й серии, то здесь они могут конкурировать по параметру «цена», не всегда гарантируя качество. Естественно, сертификация и приемка такой продукции для ЖКХ более проста. Поэтому когда мы сталкиваемся с разговорами о том, что наша продукция дороже, мы можем ответить следующее: да, она дороже китайских аналогов. Потому что у большинства китайских задвижек не встретить нормальной нержавеющей наплавки, нужной толщины корпуса, а также полного соответствия химического состава стали и ее механических свойств. И уж если говорить о сталях хладостойких, то в китайском производстве арматуры широкого потребления не встретишь правильного прохождения испытания на ударную вязкость. Я смело могу сказать, что наша арматура дороже потому, что она в конечном счете соответствует стандартам. Но если сравнивать нашу продукцию с качественными и изготовленными по стандарту изделиями других предприятий, то арматура МЗТА на сегодняшний день имеет достаточно конкурентоспособную цену.
В. А.: Николай Николаевич, еще один немаловажный вопрос: как вы сегодня рассматриваете рыночную ситуацию в целом в нашей стране. Есть ли стагнация рынка или он развивается? Каким для вас стал 2017 г.? Было бы интересно узнать вашу точку зрения на этот вопрос, потому что по нему существует неоднозначность мнений. Кто-то считает, был рост, кто-то говорит про стагнацию.
Н. О.: То, что вы сказали про неоднозначность, это действительно так. Встречаясь с представителями других предприятий и потребителями, я слышу две противоположные точки зрения. Для кого-то 2017 г. был годом роста, для кого-то — периодом стагнации. Наверно, здесь многое зависит от того, как каждое предприятие ощущает себя на рынке и что оно считает для себя застоем, а что развитием. Безусловно, арматурный рынок в 2016 и 2017 гг. имел определенное проседание. Я думаю, что это, так или иначе, отметили все. Во многом оно связано с тем, что большая часть проектов в нефтегазовой отрасли была свернута и где-то недополучили финансирование энергетики. Все это вылилось в то, что в данном сегменте рынка стало меньше денежных средств. Разумеется, были урезаны бюджеты на закупку трубопроводной арматуры. Поэтому все арматурные предприятия в той или иной степени ощутили определенный спад продаж. Наше предприятие — не исключение. Но нам за счет расширения номенклатуры и привлечения дополнительных покупателей это падение сгладить удалось. Поэтому такого, скажем, губительного падения на себе мы не ощутили. В итоге можно констатировать, что арматурный рынок в 2016–2017 гг. сузился, и это общепризнанный факт.
В. А.: Да, год за годом рост рынка становится все медленнее. Николай Николаевич, хочется спросить больше о заводе. Интересует вопрос о вашей продуктовой линейке. Мы знаем, что вашим основным продуктом является запорная арматура. А что планирует выпускать ваш завод в ближайшее время? Какие планы у вас как у управляющего директора на развитие предприятия и его диверсификацию на ближайший год?
Н. О.: Скажу так, что в условиях общего падения рынка трубопроводной арматуры наша основная задача, конечно, не сдать те позиции, на которых мы находимся. Возможно, выйти на лучшие позиции и увеличить продажи. Каких-то глобальных технологических новшеств, к примеру, что завтра наша задвижка полетит в космос, наверно, мы не планируем. Но мы продолжаем движение небольшими шагами по улучшению качества нашего литья, внешнего вида отливки, а также работаем над процессами по усовершенствованию отдельных точечных характеристик каждого изделия. Например, несмотря на то, что наша задвижка хорошо открывается, мы хотим, чтобы она открывалась еще лучше. Используемая нами технология литья в землю является неплохой, однако мы хотим, чтобы наша отливка выглядела лучше, как, например, отливки по выплавляемым моделям (технология ЛГМ. — Прим. ред.). Мы также хотим, чтобы наша покраска была лучше. Каждый процесс на нашем предприятии мы стараемся скорректировать. Могу сказать, что мы не будем производить запорноегулирующую арматуру. Это не наш сегмент. Поэтому мы собираемся остаться в той нише, в которой находимся. Сейчас мы уже расширили линейку изготовляемой арматуры до шаровых кранов, но пока это не поточное производство. Данную продукцию мы выпускаем по отдельным заказам, которые приходят от потребителей.
В. А.: Насколько мы понимаем, речь идет о шаровых кранах именно специализированных, т. е. не общепромышленных, не с мягкими уплотнениями, а цельносварных шаровых кранах. Расскажите, пожалуйста, об особенностях вашего производства этих изделий.
Н. О.: Да, вы правы. Мы производим цельносварные шаровые краны. Кроме этого, у нас в линейке есть литые шаровые краны, кованые шаровые краны с плавающим шаром и с шаром в опорах. Но мы ориентируемся все-таки на высокие давления. Потому что конкурировать с такими компаниями, как «ЧСГС» или «LD» (челябинский производитель шаровых кранов. — Прим. ред.), в производстве цельносварных шаровых кранов на малые диаметры и невысокие давления мы, конечно, не можем. В отношении шаровых кранов я бы сказал, что пока мы будем ориентироваться не на поточное производство, а на ассортимент. Если заказ на шаровые краны включает в себя литые, кованые, цельносварные — мы сделаем сразу все. Но это будет, разумеется, под конкретный заказ.
В. А.: Возможно потребителю потребуются и шаровые краны, и задвижки, и даже затворы. Может быть, вы и их освоите?
Н. О.: Затворы — это тема отдельная и интересная. По ней сейчас, к сожалению, вам ничего сказать не смогу. Однако эта продукция перспективна для освоения.
В. А.: На МЗТА есть все возможности для освоения производства практически всех перечисленных типов арматуры. Как уже отмечалось выше, это завод полного цикла. А завод полного цикла, выпускающий серийную продукцию, может освоить и смежную серию в трубопроводной арматуре. Николай Николаевич, один из последних вопросов, который больше связан с вашим приходом на предприятие. Несколько слов о том, как вы пришли в отрасль, каков ваш путь и ваш карьерный рост. Кто вы сегодня?
Н. О.: На сегодняшний день являюсь руководителем нашей многопрофильной структуры, в которую входят производство, продажи, логистика и снабжение. В арматурную отрасль попал относительно давно. Несколько лет назад я руководил обособленным предприятием, входящим в структуру МЗТА, которое находилось Воронежской области. На этом предприятии мы осваивали хладостойкую арматуру (арматура для холодных климатических условий с температурой до –60°С. — Прим. ред.). Это была задвижка 16-й и 25-й серий. Оставшись в арматурной отрасли, некоторое время занимался импортом и экспортом трубопроводной арматуры, консультированием. Однако потом судьба сложилась так, что я вернулся на МЗТА. Мне сделали предложение занять должность руководителя, которое я принял.
В. А.: Вы понимаете всю ответственность, которую взяли на себя, ведь МЗТА на сегодня — это бренд с богатой историей?
Н. О.: Да, понимаю и надеюсь, что оправдаю надежды людей, которые меня пригласили. Самое главное, очень надеюсь, что мне удастся оправдать надежды наших потребителей. Потому что мы работаем ради того, чтобы они получали качественный и надежный продукт. Хочу сказать большое спасибо всем клиентам, которые осуществляют отгрузку нашим дилерам, представителям и постоянным покупателям. Также благодарю всех тех, кто направляет нам свои претензии. Потому что, конечно, идеальных изделий не бывает. И даже дорогие машины ломаются. Бывает, и наша арматура где-то сбоит. Поэтому, когда мы получаем претензию, мы воспринимаем это как возможность улучшить нашу продукцию и в дальнейшем избежать таких претензий.
В. А.: Вы сказали, что занимались импортом и экспортом, и у меня сразу возник вопрос: как вы сегодня оцениваете экспортный потенциал российских предприятий на зарубежных рынках?
Н. О.: Это вопрос очень сложный. Мы имеем достаточно сильные санкции со стороны европейских и американских потребителей продукции. Российские предприятия имеют большой экспортный потенциал. Ведь в отличие от многих западных стран у нас сохранились литейные производства, кузницы, механическая обработка. Поэтому с технологической точки зрения, скорее всего, конкуренцию мы составить сможем. Мы сможем выдержать конкуренцию, я думаю, даже по цене, однако нам очень сложно конкурировать по документам. Есть вероятность, что, даже освоив производство продукции, мы не сможем выйти на зарубежные рынки, потому что получение европейских сертификатов и сертификатов Американского института нефти (API — American Petroleum Institute. — Прим. ред.) сегодня очень затруднено. И даже если мы их получим, поставки могут быть зарезаны. А поскольку получение данных сертификатов является дорогостоящим, то это окажется бесполезным вложением. Наше предприятие возвращается к этому вопросу постоянно. Потенциал выпускать продукцию по американским и европейским стандартам существует, но мы постоянно оцениваем риски именно с бумажной стороны этого вопроса. На сегодняшний день эти риски достаточно велики.
В. А.: Получается, что основным барьером экспортного прорыва российского машиностроителя-промышленника являются эти сертификаты. Это печально, потому что на территории РФ очень много зарубежных компаний и они без проблем работают в нашей стране. Получается, что нас на зарубежный рынок не пускают специально, намеренно.
Н. О.: Фактически это так.
В. А.: Эти проблемы было бы интересно обсудить на наших будущих встречах. Возможно, нам удастся поднять эти вопросы и на высоком уровне. И еще один момент, связанный с дилерской политикой. Известно, что МЗТА имеет внушительную цифру выпускающей продукции — 13 тыс. единиц запорной арматуры в месяц. Это очень хороший показатель, тем более ваша арматура имеет высокий уровень качества. Как сегодня будет формироваться дилерская политика и какие преференции вы готовы давать дилерам и тем компаниям, которые могли бы с вами сотрудничать?
Н. О.: Дело в том, что наши отношения, соглашения и договоренности с дилерами имеют конфиденциальный характер. Выносить на всеобщее обозрение этот вопрос я не могу. Дилерская сеть очень поддерживает наше предприятие. Мы стараемся удовлетворять интересы дилеров, а также развивать эту сеть, находить обоюдные интересы и каждодневно работать в этом отношении. Детали условий с каждой компанией мы обсуждаем совместно.
В. А.: Традиционный вопрос, связанный с вашими пожеланиями конечным потребителям и, конечно же, вашим дилерам, партнерам и тем, кто знает вас лично.
Н. О.: Всем желаю в первую очередь здоровья. Потому что в его отсутствие совершенно невозможно решать производственные, потребительские, коммерческие и личные задачи. Я бы также пожелал, чтобы у всех несмотря ни на что сохранялся положительный настрой, чтобы мироощущение по возможности всегда было позитивным. И в работе, невзирая на невзгоды, неудачи, боль, находились минуты радости и возможность развития.
В. А.: Мы с вами полностью согласны. Потому что в нашем мире действительно очень много негатива. Как говорится, излучайте позитив, и он к вам обязательно вернется! Мы, побывав здесь, на Муромском заводе трубопроводной арматуры, увидели этот позитив и желание производить настоящее российское качественное оборудование. Николай Николаевич, спасибо за встречу! Удачи вам, крепкого здоровья и успехов на новом месте! Удачи и вам, дорогие наши читатели, до новых встреч!
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 7 (42) 2017