В апреле на крупнейшей нефтегазовой выставке в Москве группа ПТПА впервые представила марку приводных устройств «Лемберг». О новом проекте компании рассказывает генеральный директор ООО «ПТПА-Партнер» Егор Александрович Чернышев.
«В. А.»: Егор Александрович, расскажите, пожалуйста, почему ПТПА приняло решение выделить производство приводных устройств в отдельное направление?
Е. Ч.: На самом деле на ПТПА уже давно существует собственное производство приводных устройств. Например, шаровые краны для подразделений «Газпрома» традиционно поставляются в комплектации с пневмогидроприводами. Эти изделия изготавливаются в полном соответствии с требованиями внутренних стандартов компании. Несколько лет назад в ответ на запросы рынка мы занялись темой пневмоприводов с низким давлением запитки – от 3 атмосфер. На сегодняшний день у нас уже есть довольно большой перечень поставок этой продукции для разных отраслей промышленности. Поэтому идея развития коммерческих продаж приводных устройств на ПТПА возникла довольно давно. Толчком к ее осуществлению стало принятие решения о запуске собственной линейки электроприводов. В 2022 году в связи с уходом с рынка ряда крупных иностранных производителей мы почувствовали дефицит электроприводов и задумались об организации собственного производства. Вопрос встал достаточно остро в области сложных интеллектуальных устройств, которые могли бы стать аналогом популярных иностранных марок. Например, Rotork объявил о полном уходе с российского рынка, а крупнейший поставщик немецких приводов AUMA существенно усложнил условия и сроки поставок. Поскольку доля таких импортных приводных устройств в 2021 году доходила до 70 %, то в начале 2022 года на рынке образовался существенный дефицит, который не могли быстро перекрыть наши отечественные производители приводов. К этому времени мы у себя уже отработали схему поставок готовых интеллектуальных электроприводов из Китая и опробовали систему крупноузловой сборки из готовых комплектующих. Глобальные события рынка ускорили этот процесс, и было принято решение о запуске новой российской марки приводных устройств на базе ПТПА. Для марки мы выбрали название «Лемберг» в честь лучшего инженера нашего предприятия, бывшего главного конструктора завода Вадима Тарасовича Лемберга.
«В. А.»: Журнал «Вестник арматуростроителя» много рассказывал об истории становления отрасли и о том, какой большой вклад внес Вадим Тарасович Лемберг в развитие арматуростроения в нашей стране. Для нас очень значимо, что вы назвали марку в его честь. Расскажите подробнее, как и почему вы решили выбрать именно это название?
Е. Ч.: Вадим Тарасович не просто знаковая фигура для российского арматуростроения, он был действительно гениальным инженером. В 1951 году его распределили на завод сразу после окончания техникума. В это время еще и завода как такового не существовало, а был только приказ о его создании. Можно сказать, что Вадим Тарасович строил завод в прямом и в переносном смысле. Он проработал на ПТПА всю жизнь, отдав предприятию 60 лет. Он начал карьеру помощником мастера, с 1958 по 1996 год был главным конструктором и потом, уже будучи пенсионером, все равно каждый день приходил на работу, принимая участие и в разработке новых продуктов, и в обучении молодых специалистов. Вадим Тарасович спроектировал и разработал почти все виды арматуры и приводов в номенклатуре ПТПА. Под его руководством впервые в стране запустили производство штампосварных задвижек, титановой арматуры, уникальной арматуры для атомных электростанций. Он принимал участие в разработке первых в Советском Союзе опытных образцов шарового крана и шиберные задвижки. Из 41-го патента, полученных ПТПА, в 34 Вадим Тарасович является автором или соавтором. Кроме своего личного вклада, он был учителем и наставником для нескольких поколений конструкторов-арматуростроителей на нашем заводе.
Когда мы выбирали название марки, нам хотелось, чтобы это было универсальное слово, которое будет хорошо звучать на русском и на английском языках. И тут наши конструкторы, которые пришли в компанию, когда еще Вадим Тарасович работал на предприятии, предложили назвать марку в его честь. Мне эта идея очень понравилась, поскольку она объединяет прошлое и будущее завода. Мы хотим в нашем новом производстве сохранить традиции новых открытий в проектировании, дух творчества и искренний энтузиазм Вадима Тарасовича, который всегда находил свое уникальное и гениальное решение самой сложной задачи.
«В. А.»: Какие продукты будут выпускаться под маркой «Лемберг»?
Е. Ч.: В первую очередь это электроприводы для всех видов задвижек, затворов, шаровых кранов и клапанов. А также две группы пневмоприводов – изделия с низким давлением запитки и вертикальные пневмоприводы с линейным ходом. По пневмоприводам с низким давлением запитки мы планируем расширение номенклатурной линейки и наращивание объемов выпуска – модульная конструкция изделий вполне позволяет увеличить выпуск в 2–2,5 раза. Вертикальные пневмоприводы с линейным ходом – это новые для нас изделия, которые применяются для управления всеми видами арматуры с выдвижным шпинделем: задвижки клиновые и шиберные, клапаны запорные, вентили и т. д. Сейчас они разрабатываются под конкретные запросы заказчиков, но в дальнейшем мы планируем развивать продукт и выходить на серийное производство.
«В. А.»: Чем отличаются электроприводы «Лемберг» от конкурентов?
Е. Ч.: Когда мы начали создавать линейку «Лемберг», мы ориентировались на ушедших лидеров рынка, таких как AUMA и Rotork. Их конструкции на протяжении десятилетий подтвердили свою надежность и подходят как техническое решение для большого количества запросов наших клиентов. Также в них уже заложены необходимые функции для удобной работы с приводом. Например, датчик крутящего момента в базовом исполнении позволяет точно настроить привод под параметры арматуры, а возможность настраивать привод с пульта управления помогает выставить параметры устройства на расстоянии, что актуально для крупногабаритных изделий или арматуры, которая находится в труднодоступном месте. По основным характеристикам наши приводы перекрывают линейку AUMA и Rotork, обеспечивая диапазон крутящего момента от 40 Нм до 500 000 Нм, скорость до 120 оборотов в минуту, скорость срабатывания привода от 15 сек. Электроприводы «Лемберг» могут использовать все основные коммуникационные протоколы: Modbus, Profibus, Foundation Fieldbus, HART. Это позволяет использовать их в системах автоматизации производства и технологического процесса. В механической части привода применяются простые и проверенные решения типа червячной передачи. Блок управления фиксирует и отображает на дисплее текущую информацию о состоянии привода: положение арматуры, текущее значение крутящего момента, наличие внештатных ситуаций. В случае аварийной ситуации на объекте можно определить, какую процедуру должен будет выполнить привод: закрыть арматуру, открыть ее или оставить в действующем положении.
Существенным нашим преимуществом являются короткие сроки поставки. Отлаженный процесс закупки комплектующих, сборки и проведения испытаний позволяет обеспечить поставку за 90–100 дней.
«В. А.»: Какие планы по развитию направления вы для себя видите?
Е. Ч.: Мы подходим к этой задаче с двух сторон. Во-первых, мы прорабатываем увеличение доли локализации по крупноузловому серийному производству электроприводов, и здесь у нас задача выйти в 2025 году на 50 %. Достичь этого мы планируем через увеличение доли поставщиков комплектующих деталей из России. Параллельно мы отрабатываем создание собственной конструкции электроприводов, которая изначально была бы заточена на возможностях российского производителя. У нас сейчас расширяется конструкторский отдел по приводному направлению, и в его задачи входит разработка модульной конструкции электропривода, которая смогла бы обеспечить модификации под требования разных проектов без потери скорости производства и с сохранением заявленного срока поставки. Для решения обеих задач идет расширение производственных мощностей – запущено строительство нового цеха площадью более 3,5 тыс. кв. м. Сдача объекта планируется в конце этого года.
Если говорить о расширении линейки, то здесь видим возможности по новым исполнениям и опциям: электропривод с изменяемой скоростью, исполнение SIL-2, расширенные интеллектуальные функции.
Одновременно ведется работа по выстраиванию сервисного обслуживания. Мы видим решение этой задачи в комплексной системе, которая включает в себя позаказное проектирование, техническое сопровождение заказа и сервисную поддержку в течение гарантийного и пост гарантийного срока с обеспечением наличной инструментальной базы для проведения оперативного ремонта приводов непосредственно на объектах.
«В. А.»: Как бы вы оценили потенциал отечественных производителей приводных устройств на текущий момент?
Е. Ч.: На мой взгляд, у отечественных компаний есть все возможности для выпуска качественных пневмо- и электроприводов. Я считаю, что даже при полном уходе с российского рынка всех иностранных производителей наша отрасль не останется без приводных устройств.