Минувшим летом наша команда совершила увлекательное путешествие по предприятиям Урала и Зауралья. Среди них есть заводы, которые были построены, по сути, с нуля. Еще каких‑то пять-десять лет назад о них никто не знал и даже не мог подумать, что Челябинск с их появлением станет негласно называться столицей шаровых кранов. Теперь же эти предприятия задают темп производства шаровой арматуры не только в Уральском регионе, но и в общероссийском масштабе. Стоит напомнить, что на рынке шаровой арматуры не всегда преобладали российские производители. Буквально недавно на нем конкурировало множество предприятий из Финляндии и Австрии, которые не собирались сдавать позиций и были твердо уверены в своем превосходстве на российском рынке. Но все когда‑нибудь меняется, как изменилось в связи с последними событиями, с появлением программы импортозамещения и локализации производства в России.
Компания «АЛСО» в августе 2016 года отметила свой 5‑летний юбилей. За эти годы российское предприятие очень выросло и окрепло. Сейчас оно готовится осваивать новые линейки шаровой арматуры, к производству которой подходит с ответственностью и пониманием.
Мы встретились с генеральным директором Денисом Игоревичем Рысенко и задали ему традиционные вопросы о работе компании в 2016 году, о рынке, сезоне, модернизации предприятия и новинках.
Armtorg: Денис Игоревич, расскажите, как ваша компания провела первое полугодие? Появились ли у вас новинки?
Д.Р.: Первое полугодие началось стандартно: плановая подготовка к предстоящему сезону, отработка новинок по требованию заказчика. Также мы поменяли тактику работы с дилерами по всей территории Российской Федерации и начали оптимизировать складские запасы как в своих филиалах, так и у дилеров. Что касается новинок, которые были внедрены в 2016 году и которые заслуживают внимания – все они непосредственно связаны с системой газораспределения и газопотребления. Мы сделали на этом довольно‑таки большой акцент и активно развиваем данные направления, учитывая все потребности заказчика.
Например, в 2016 году мы освоили серийное изготовление кранов с удлиненными штоками для подземной установки в изоляции усиленного типа. Также данные краны могут изготавливаться с переходами под полиэтилен. Это сравнительно новое направление у газовщиков, потому что большинство вновь уложенных газопроводов предпочитают делать не традиционно из металла, а из полиэтилена. Требуется изготовить шаровой кран, который может быть с одной стороны приварен к традиционному стальному трубопроводу, а с другой стороны стыковаться уже с новой частью трубопровода (в данном случае полиэтиленового газопровода). Также по запросу газораспределяющих организаций по всей России были разработаны три варианта конструкций шаровых кранов в антивандальном исполнении (эта проблема очень актуальна для газовых хозяйств, непосредственно для тех, кто осуществляет обслуживание газопроводов в жилой застройке). Заказчики просят изготовить шаровые краны, которые можно обезопасить от хулиганов. Такие краны были разработаны и согласованы с частью ГРО на территории России.
Еще одна из новинок – шаровой кран, который используется в газовом хозяйстве непосредственно в жилой застройке. Вы наверняка видели, что в каждом газифицированном жилом доме существует газопровод, и на нем установлены стяжные пробковые краны старого типа. В связи с наступлением массовой замены кранов, которые уже не изготавливаются и не отвечают всем требованиям современной трубопроводной арматуры, ГРО сделало запрос, и мы разработали новую конструкцию муфтовых шаровых кранов взамен старым позициям. Что касается планов, то в 2016 году мы собираемся представить шаровой кран диаметром 500 мм.
Также хотелось бы отметить, что в этом году по многочисленным просьбам наших потребителей и дилеров мы перешли от конструкции полнопроходного шарового крана диаметром 200 мм и стандартнопроходного шарового крана диаметром 250 мм (с внутренним проходом в шаре 180 мм) на кран с проходом в шаре 200 мм.
Armtorg: Действительно ли цикличность и динамику рынка можно предугадать?
Д.Р.: С одной стороны – да. Сезон можно предугадать. Это время отключения сетей и начала работ по реконструкции и строительству, но важен фактор наличия денег для проведения этих работ. Последние три года мы наблюдаем смещение начала сезона. По нашим наблюдениям, в 2014 году начало сезонного роста пришлось на середину мая – начало июня, в 2015 году этот период перешел на середину июля. Смещение происходит из года в год в сторону осени.
Armtorg: Какие основные проблемы в финансировании сегодня есть у клиентов?
Д.Р.: Если в предыдущие годы происходило колебание курсов валют на рынке, то деньги были, и их не тратили. На данный момент ситуация такая: как только деньги появляются, их стараются тут же потратить.
Armtorg: Как вы можете оценить ситуацию в сфере импортозамещения?
Д.Р.: Что касается непосредственно программы импортозамещения, то с 2015 года она идет планомерно, можно сказать, что довольно медленно, но все‑таки идет. Динамика положительная, но нет того темпа, который хотелось бы видеть. Многие производители тепловой энергии переходят на российскую продукцию, но не с той скоростью, с которой бы хотелось. Где‑то по традиции приходят запросы на продукт, с которым люди привыкли работать. Все основные крупные теплоснабжающие, теплогенерирующие компании как проводили стройки, ремонты и реконструкции, так и продолжают. Другого выхода у них нет, иначе население останется без теплоснабжения или без горячей воды. А это будет очень плачевно. Но еще хотелось бы отметить, что начало объявления тендеров на крупные годовые закупки теплогенерирующих компаний в этом году также сместилось относительно 2015‑го. В некоторых компаниях даже на два-три месяца. То есть, если планируемая закупка обычно проходила в начале мая, то в этом году все сдвинулось на середину лета.
Armtorg: Как вы считаете, будет ли программа локализации поддерживаться государством в будущем?
Д.Р.: Если речь идет об импортозамещении – да. С одной стороны, локализация будет выгодна не только для государства, но и для российских производителей. Хотелось бы отметить, что в такие сложные политические и экономические времена на рынке конкуренция обостряется очень сильно ввиду сокращения объемов финансирования. Это также касается производителей из ближнего зарубежья, которые на сегодняшний день в какой‑либо степени локализованы. Такая повышенная конкуренция позволяет предприятиям более активно развиваться, менять свои стратегии, находить верные ориентиры в работе с клиентами. В данной ситуации выигрывает потребитель – у него появляется выбор и возможность получить нестандартный заказ. Например, в предыдущие годы большая компания не бралась за то или иное изделие, потому что ей было неинтересно. Надо было разрабатывать индивидуальную конструкторскую документацию, иметь конструкторов, внедрять опытные образцы и удовлетворять потребности заказчика.
При возросшей конкуренции происходит вот что: продукция, закупаемая конечным потребителем, находится на более низком уровне, чем это было в предыдущие годы. В условиях жесткой конкуренции первый момент, который срабатывает, – это понижение цены на рынке, что очень неприятно для большинства компаний. Для сохранения своего уровня маржинальности производитель вынужден оптимизировать затраты и автоматизировать производственные процессы. Такая ситуация полезна не только для потребителей, но и для производи-телей, ведь всем известно, что конкуренция – самый лучший двигатель прогресса. Никто не придумал лучшего. Если сидеть расслаблено, не иметь никаких соперников, то не будут развиваться ни рынок, ни технологии. Что касается локализации производства зарубежных компаний в Российской Федерации, то с точки зрения правительства и экономики было бы правильно поддержать эту идею. На мой взгляд, это верно, но при определенных параметрах. Могу смело сказать, что я как российский производитель был бы не против, если бы зарубежные производители локализовали свое производство на территории России, но при условии, что они делают эту локализацию полной. В таком случае они завозят сюда технологии, станки и оборудование, они покупают российский металлопрокат, изделия, поддерживая другие отрасли экономики, в том числе металлургию и другие производства, они создают новые рабочие места, они зачисляют налоговые поступления в казну Российской Федерации. Если локализация происходит в таком формате, я считаю, она правильна и выгодна как для государства и экономики, так и для конечного потребителя. Нам, российским производителям, это создаст дополнительную мотивацию к дальнейшему развитию и конкурентной борьбе. В тех ситуациях, когда локализация включается лишь в небольшом количестве технологических процессов, а все остальное не производится на территории РФ, тогда, на мой взгляд, она будет убийственна, потому что все основные затраты на закупку материала и прибыль будут перечисляться за границу.
Armtorg: Что вы как производитель вкладываете в понятие «технология»?
Д.Р.: Технология – это процесс изготовления продукта из начального сырья, включающий все стадии обработки. Грубо говоря, завезти трубу, листы, а выпустить шаровой кран. Изготовление будет включать в себя такие технологии, как токарная, фрезерная, технология холодной и горячей штамповки, металлообработки, сварки, приемки, испытаний, контроля. Это большой механизм, который должен присутствовать на предприятии-производителе.
Armtorg: Как вы относитесь к идее поэтапной локализации?
Д.Р.: Сама идея обсуждения планового перехода к российской локализации выглядит правильно. Зачитав готовый проект, мы со своей стороны внесли на рассмотрение поправки, потому что данная технология перехода продукции к той, которая признается российской, является неправильной по ряду критериев. Обозначенные в документе критерии, которые направлены в Минпромторг, приводят к тому, что на сегодняшний день все предприятия, заявляющие себя производителями, считаются российскими.
Очень маленький объем требований прописан непосредственно к производству. Обозначить количество технологических операций, которые должны производиться на территории РФ – это правильно. Сразу быстро все создать – это нереально. Переход должен быть плавным. Меня смущал тот момент, что крайняя дата и параметры, которые приводят в окончательном итоге к признанию производителя российским, на данный момент также не включают того объема технологических операций, которые должны присутствовать. Что на сегодняшний день имеет европейская компания, позиционирующая себя как производителя российского продукта? Она уже отвечает тем требованиям, которые должны предъявляться к 2018 году. В таком случае компания не будет развиваться, вносить технологии и все прочее. То есть все остается на своих местах.
Armtorg: Как вы оцениваете газовый рынок на сегодняшний день?
Д.Р.: Ситуация в импортозамещении примерно аналогична ситуации в сфере теплоснабжения. Я говорю о том рынке, на котором мы присутствуем как производитель до диаметра 300 мм. Это маленькие трубопроводы для небольших газовых хозяйств. Нельзя пока сказать, что все импортное можно заменить российским, но дело идет к этому, работа в данном направлении движется. При строительстве больших магистральных трубопроводов, куда закупается импортная арматура, это обусловлено следующим: помимо того, что это заявлено в проектах, большие магистральные трубопроводы отличаются своими параметрами и характеристиками. Я бы сказал, что у нас единицы заводов, которые способны производить такую продукцию. К сожалению, здесь играет роль отсутствие как раз таки технологий российского производства на данных позициях. А уже существующие предприятия загружены до такой степени, что они просто не могут перекрыть потребности рынка.
Armtorg: Как идет работа с поставщиками металла?
Д.Р.: Довольно существенно осложняют работу компании, занимающиеся выпуском металлопроката. Из года в год перед началом строительного сезона, когда начинается рост цен на европейских рынках, российские компании, производящие металлопрокат, резко повышают цены на свою продукцию. Тем не менее, даже несмотря на снижающиеся объемы реализации металлопроката, заводы показывают рекордные
прибыли и выручки, потому что весь металл, который продают в Европу, продается в евро. Такой же нюанс с ростом цен, к сожалению, наблюдается на внутреннем рынке. Причем недавно прозвучала новость, что для российских производителей Евросоюз ввел антидемпинговые пошлины…
Armtorg: Как вам удается обеспечивать достойное качество при достойном уровне цены и даже предоставлять интересные предложения?
Д.Р.: Хоть российский металлопрокат сезонно дорожает и дешевеет, но он не растет в цене так, как растет курс. Стоит добавить, что не только конкуренция на рынке, но и сложные экономические ситуации приводят к тому, чтобы производитель начинал шевелиться, чтобы он начинал пересмотр технологических процессов, их автоматизацию и снижение затрат за ее счет. Мы за последние два года автоматизировали очень много процессов, которые в свое время не требовали модернизации. Раньше такие действия казались несущественными, но когда появляется потребность, производство вынуждено принимать меры, позволяющие сэкономить в любых аспектах.
Armtorg: Как вы относитесь к убеждению, что китайская арматура более дешевая и конкурентоспособная?
Д.Р.: Для ответа достаточно посмотреть на количество китайских игроков на рынке шаровой арматуры в РФ, и все станет ясно.
Armtorg: Что насчет ситуации с псевдороссийскими заводами?
Д.Р.: В условиях кризиса эта ситуация перешла в то русло, которое мне как производителю импонирует. Сейчас конечный потребитель, прежде чем делать какие‑либо закупки и включать в них продукцию, проводит опытные эксплуатации, оценку и выезд на производство. Они проверяют реальную технологическую подготовленность производства, наличие складских запасов, изучают систему менеджмента качества, функционирующую на заводе. Все эти факторы привели к уменьшению количества псевдороссийских производителей китайской арматуры и шаровых кранов.
Опубликовано в "Вестнике арматуростроителя" №6 (34), 2016 г.
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 6 (34) 2016