В. А.: Уважаемые читатели, мой собеседник — Кирилл Ильич Этин, начальник отдела оборудования и комплектации ЗАО «ПМП», занимающегося инжинирингом нефтехимии и нефтепереработки. Здравствуйте, Кирилл Ильич, рады вас приветствовать! Пожалуйста, расскажите немного о вашем институте, его истории и, конечно же, проектах, которые он ведет.
К. И.: Здравствуйте, Игорь. Наша организация официально существует с 1993 года. Мы позиционируемся как проектная организация инжиниринга нефтехимии, нефтепереработки и занимаемся проектированием установок нефтеперерабатывающего и газоперерабатывающего профилей. Это вкратце. Основная «продукция», которую мы выпускаем — это разрабатываемая нами проектная и рабочая документация для строительства, монтажа, производства технологических установок, таких как установки гидроочистки топлив, каталитического риформинга, изомеризации и др. Также в последнее время мы активно разрабатываем установки газоперерабатывающего профиля в системе «Газпрома».
В. А.: Какие проекты вам уже удалось осуществить за последние годы? И, возможно, какие проекты вы на сегодняшний день ведете?
К. И.: В настоящее время мы занимаемся разработкой рабочего проекта по комплексу сжижения природного газа в районе КС «Портовая» по лицензии компании Linde, недалеко от Выборга. По договору с генеральной подрядной организацией ООО «НИПИ «Петон» мы занимаемся проектированием вспомогательных установок (факельной, отделения воздуха и азота). Сейчас проект завершен, он проходит экспертизу, и после получения положительного заключения
экспертизы будет продолжено рабочее проектирование.
Мы приступили к проектированию установки гидродепарафинизации на Омском заводе смазочных материалов. Там планируется строительство новой установки по лицензии американской компании Exxon Mobil — это гидродепарафинизация остатка гидрокрекинга, переработка гача и петролатума с получением базовых масел групп II и III.
Далее, сейчас ведутся пусконаладочные работы на московском заводе по реконструкции установки каталитического крекинга. То, что я перечислил — это основные проекты, не считая отдельных работ на других заводах и установках.
Ранее мы выполняли несколько установок изомеризации. В прошлом году была закончена работа над установкой изомеризации на салаватском заводе компании «Газпром». До этого аналогичные по процессу установки были введены в действие на Новокуйбышевском, Куйбышевском и Сызранском нефтеперерабатывающих заводах компании «Роснефть».
Также несколько лет назад мы работали на Астраханском ГПЗ — занимались модернизацией существующего производства по переводу на стандарты Евро-4 и 5. Насколько мне известно, там до завершения не дошло, идет стадия комплектации. Это если коротко о последних и ранее законченных установках.
В. А.: Кирилл Ильич, расскажите, пожалуйста, как сегодня происходит комплектация, в частности, трубопроводной арматуры?
К. И.: Как правило, традиционным способом, принятым в нашем деле. Если мы говорим о трубопроводной арматуре, то это в первую очередь прерогатива монтажных отделов, которые занимаются непосредственно разработкой монтажных чертежей с использованием той или иной арматуры. В соответствии с заданными диаметрами и параметрами давления, температуры и среды они подбирают из имеющейся в документации, в каталогах необходимую для данных условий арматуру. То есть специфицируют ее, и в соответствии с этим уже службы материально-технического обеспечения заказчика закупают или «тендерят», как мы говорим, арматуру. Они выходят на поставщиков, получают предложения и выбирают то, что их устраивает. Естественно, и нас к этой работе привлекают. Мы тоже рассматриваем предложения и оцениваем их на соответствие параметрам, которые необходимы, и выдаем заключение. Частенько бывает так, что у нас в работе появляется трубопроводная арматура разных производителей.
В. А.: Существуют ли какие-то стандарты, определяющие нормы качества? Или все решает цена?
К. И.: Безусловно, они существуют. Необходимо наличие сертификатов, соответствующих разрешений, если речь идет о применении на взрывопожароопасных производствах. Руководствуемся мы в первую очередь нормативной базой для данных производств и требованиями по герметичности, огнестойкости и т. д. Естественно, опираемся на ту информацию, которая у нас есть в наличии и доступна в интернете, руководствуемся техническими характеристиками и требованиями. Мы понимаем, что у изделий они частенько бывают одинаковыми, и тогда влияют простота и удобство в монтаже. Бывает, что оказывают влияние и критерии массы и габаритов. У одного производителя изделие весит 3 тонны, допустим, а у другого — 1,5 тонны. Частенько это тоже может влиять на окончательное решение.
В. А.: В какую сторону, любопытно? В большую или меньшую?
К. И.: В меньшую, конечно.
В. А.: Я уточняю, ведь бывает, что китайские ритейлеры или их представители предлагают облегченные типы арматуры, которые не имеют должных характеристик…
К. И.: Да, были и такие ситуации. Не могу сказать, что мы имеем большой опыт в этом плане, хотя на нас постоянно выходят производители, которые не скрывают, что речь идет о китайской продукции. Но при наличии российской альтернативы мы отдаем предпочтение нашим производителям. К сожалению, ряд позиций не перекрывается нашими производителями, поэтому приходится обращаться к зарубежным коллегам.
В. А.: Это как раз, Кирилл Ильич, к следующему вопросу об импортозамещении. Я так понимаю, что политика в вашем институте в целом поддерживает импортозамещение, но, к сожалению, в России производятся не все необходимые типы арматуры, которые у вас проектируются и закладываются.
К. И.: Наш подход был таким и до старта этой политики. Но мы тоже связаны определенными рамками. Если у нас есть российская продукция, то мы ее предусматриваем в наших проектах. Если нет, мы обращаемся к импортным изделиям. Без согласования с заказчиком, как правило, по импортным позициям ничего не решается. Мы не вольны самостоятельно принять такое решение.
Конечно, идеальный вариант, если на стадии проекта заказчик уже формулирует требования, в частности, по трубопроводной арматуре. Допустим, имеется исходное задание, что заказчики хотят арматуру конкретного производителя, и это объясняется тем, что соседние установки укомплектованы такой же арматурой. Это и с точки зрения взаимозаменяемости было бы разумнее.
В. А.: Если говорить о нефтяном оборудовании, нефтепереработке: скажите, в России сегодня есть достаточно большое количество заводов, способных замещать импорт? Или все-таки остается прерогатива зарубежного поставщика в данном направлении?
К. И.: Мы не располагаем достоверной информацией, какие конкретно производители способны изготавливать импортозамещающую арматуру. Мы используем в основном задвижки, обратные клапаны, в меньшей степени шаровые краны и поворотные затворы. Регулирующая арматура относится к оборудованию КИПиА. Сейчас (особенно на лицензионных установках) возникло требование к запорно-регулирующей арматуре. По своим функциям она должна быть запорной, но с ручным регулированием. Такую арматуру нам сложнее найти — в России мало подобных производителей. Сюда же можно отнести очень важные для нас предохранительные клапаны. В основном, применяем, как правило, пружинно-предохранительные клапаны. Но есть и другие предохранительные устройства.
В. А.: Рычажные клапаны всевозможные с чашками МИМ…
К. И.: Рычажных в моей практике не было, а вот, скажем, мембранные, разрывные — это было. Около 90% — это классические пружинные предохранительные клапаны. Кроме того, в последнее время актуальны сильфонные (в силу агрессивности среды и т. д.).
В. А.: Каких стандартов вы придерживаетесь при проектировании установок и включении той же трубопроводной арматуры в системы?
К. И.: Я могу сказать о ГОСТе по герметичности, и ГОСТ 32569-2013 — это трубопроводы технологические, стальные. Здесь особенно важны требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах. Этот ГОСТ также имеет требования к арматуре.
Есть еще ряд ГОСТов более узкой направленности — по огнестойкости, по покрытиям. У «Газпрома» есть ряд стандартов, которые мы получаем в качестве требований и рекомендаций поставки оборудования, которые мы должны также учитывать, если речь идет об объектах «Газпрома».
В. А.: Поговорим об актуализации зарубежного оборудования с российским. Если часть оборудования соответствует стандартам API, а теперь в рамках импортозамещения заказчик просит российское, как вы будете их совмещать?
К. И.: Мы сталкиваемся с этим постоянно. Все специфично и зависит от конкретных объектов. В каждом конкретном случае вопрос «стыковки» различных стандартов решаем по-разному. Где-то установкой переходов, где-то разработкой переходных фланцев.
В. А.: А если брать электроприводную арматуру? Когда приводы просят заменить с зарубежных на российские?
К. И.: Это происходит редко. На стадии рабочего проектирования мы уже имеем четкое решение по приводу и арматуре. На этой стадии редко что-то меняется. Но иногда заказчики предлагают какие-то альтернативы, и мы решаем эти вопросы уже по месту. Если эта замена технически возможна, мы всегда идем навстречу заказчику. Если нет, тогда мы и ставим вопрос, что необходимо что-то другое искать.
В. А.: Электроприводная арматура — достаточно интересное направление, сегодня оно распространено. Как часто данный тип арматуры используется в ваших проектах?
К. И.: Доля электроприводной арматуры не велика — несколько позиций на установку. Большинство применяемой у нас арматуры с ручным приводом.
В. А.: А пневмоприводы? Их область применения расширяется или, наоборот, сужается?
К. И.: Пневмоприводы обычно используются, особенно в зонах холодных, так скажем, если речь идет об установках. Есть ряд заводов, с которыми работаем, они традиционно предпочитают пневмоприводы. По нашему опыту во многих случаях при низкой температуре работа пневмоприводов считается более надежной, чем электроприводов. Если мы говорим о нормальных температурах, то, наверное, электрические тут будут выгоднее пневмоприводов. Использовать же отечественные приводы или импортные, повторюсь, зависит от заказчика. Мы можем предложить, порекомендовать, но окончательное решение за ним.
В. А.: Последний вопрос. Каким вам в плане работы видится 2017 год? Интересно ваше мнение, набирают ли обороты проекты или, наоборот, замораживаются?
К. И.: Насчет заморозки — однозначно нет. Мое мнение, что тенденция идет к увеличению задач по проектированию. И в целом у каждой компании есть известные планы по расширению, по реконструкции. Все установки — они живут, поэтому компании в любом случае приходят к пониманию необходимости реконструкции, внесения каких-либо усовершенствований, чтобы повысить качество продукта или производительность. Я думаю, что тенденция идет все-таки в сторону роста.
Другое дело, что многие вещи запускаются неритмично. Это все связано с финансовой ситуацией в компаниях. Понятно, что она может быть не идеальная с точки зрения вложения средств. Но без расширения, без реконструкции говорить о современном производстве не приходится. И очень часто бывает, что проектирование установки вроде бы пошло, но потом было приостановлено, а через некоторое время мы возвращаемся к этому проекту. Еще раз подчеркну, такие паузы связаны в первую очередь с финансированием. Заморозки же проектов, как правило, связаны с существенным изменением технологии, сменой приоритетов развития.
В. А.: Кирилл Ильич, спасибо вам за интересную беседу. Что вы хотите пожелать вашим коллегам, заказчикам и нашим читателям?
К. И.: Я хотел бы пожелать, чтобы мнение проектировщика по возможности учитывалось потенциальными заказчиками. И, соответственно, мы могли найти отклик у наших производителей. Я хотел бы пожелать нашим производителям расширять свои линейки продукции. Заказчикам — принятия мудрых решений. А нам, соответственно, хороших заказчиков и хороших производителей. Всем нам желаю, чтобы проекты не замораживались, а рынок — расширялся.