Armtorg: Здравствуйте, Юрий Дмитриевич! Расскажите, какие новые решения предлагает ваша компания в арматуростроительной отрасли?
Ю.Л.: Здравствуйте! На Арматуростроительном Форуме наша компания представляет две новинки, которые мы пытаемся продвинуть. Одна из них – опытный образец шарового крана DN 65 PN 100 с уплотнением «металл-по-металлу» оригинальной и достаточно компактной конструкции. Предназначена она, в частности, и для использования в абразивных средах с температурой до 250˚С. Шаровой кран был разработан на базе серийных шаровых кранов высокого давления, ориентированных на газовую промышленность. Благодаря применению в конструкции ряда инновационных решений удалось снизить стоимостные показатели крана, уменьшить крутящий момент, что позволило, в свою очередь, комплектовать кран более дешевыми приводами, существенно повысить надежность и продлить срок эксплуатации. Всем известна трудоемкость изготовления пары «пробка-седло» в шаровом кране с уплотнением «металл-по-металлу», что в итоге повышает цену изделия. В представленном на Форуме кране удалось обеспечить класс герметичности «А» без применения дорогостоящего сферообрабатывающего оборудования, при этом конструкция работает таким образом, что седла крана вступают в контакт и обеспечивают требуемую герметичность только в последний момент поворота шаровой пробки в положение «закрыто», благодаря чему существенно снижается износ уплотнительных поверхностей и увеличивается, как я уже отмечал, срок службы крана. Кроме того, появилась возможность в процессе эксплуатации крана без его разборки менять удельные давления на уплотнительных поверхностях и восстанавливать герметичность. Мы видим перспективу в освоении производства линейки шаровых кранов DN 65-300 PN 64-160 новой конструкции для нефтегазовой, химической, целлюлозно-бумажной и металлургической промышленности.
Еще одна новинка, представленная здесь в виде модели – шаровой кран из полимерных композиционных материалов (ПКМ). Для России производство продукции из ПКМ – это сравнительно новое направление, которое, тем не менее, давно развивается за границей, в том числе в Поднебесной. Это перспективная тема, тем более что сейчас уже существуют серьезные программы развития отечественного производства данной продукции. Так что мы идем в ногу со временем.
Armtorg: Что для вас импортозамещение? Это просто модное слово или серьезная перспектива?
Ю.Л.: В двух словах не ответишь. Сегодня этот термин используется слишком часто, и даже отмечается, что он не совсем верный. Конечно, есть импортозависимость, которую стоит преодолевать. Любопытным было выступление в рамках деловой программы Форума генерального директора компании «Ильма» А.П. Епишова, который, в частности, говорил о том, что «импортозамещение» и «импортозависимость» – это уже анахронизмы. Коли уж Россия является членом ВТО, процессы глобализации никак не могут миновать наших просторов.
Разговоры об импортозамещении пока звучат несерьезно. Как мне кажется, крупные структуры, такие как «Газпром», «Транснефть», «Роснефть», не совсем готовы адекватно воспринимать серьезные разработки наших арматуростроительных предприятий, направленные на замещение импорта. Допустим, сегодня здесь на выставочных стендах мы можем увидеть продукцию ярославского предприятия «Регулятор» – осевой регулирующий клапан. Нижегородское предприятие «АНОД» представляет антипомпажный клапан. Это созданные нашими коллегами аналоги продукции, традиционно закупаемой ОАО «Газпром» по импорту. В конструкциях применены оригинальные технические решения; опытные образцы изделий успешно прошли испытания на саратовском полигоне «Газпрома». Есть оригинальные разработки у предприятия «Тулаэлектропривод». Эта компания могла бы уже сейчас занять на отечественном рынке нишу, в которой ныне представлены приводы зарубежных фирм.
На стендах Форума представлено немало отечественных конкурентоспособных новинок. Одним словом, наши арматурщики, как говорится, «в тренде»: готовы поставлять качественные изделия и активно продвигают свои новинки. И мы вправе ожидать, что потребители их адекватно воспримут.
Armtorg: Многие сетуют на высокую стоимость изделий и невыполнение обязательств по срокам…
Ю.Л.: Если вы имеете в виду российских производителей, то я не могу с вами полностью согласиться. Не уверен, что наши изделия будут дороже импортных аналогов. Впрочем, отечественный производитель качественного наукоемкого оборудования, направленного на замещение импорта, пока только в начале пути: он сделал пробную партию, несет большие расходы, связанные с сертификацией, проведением так называемых ведомственных испытаний, разного рода процедурами согласования и т.п. Технология еще не полностью доведена до ума, нет специальной оснастки и других наработок, повышающих производительность труда. Поэтому я вполне допускаю, что и цена в отдельных случаях может быть чуть выше. С другой стороны, российский производитель, как правило, готов прибегнуть к демпингу, чтобы выйти на рынок и потом расправить крылья. А что касается сроков… Пожалуй, и тут я с вами не соглашусь. Сроки поставки заваливают и зарубежные производители. Наши в этом отношении ничуть не хуже. Были и у крупных корпораций проблемы с поставками из-за рубежа: к примеру, пару лет назад один весьма «брендовый» западный производитель задвижек сорвал поставку «ЛУКОЙЛу».
Armtorg: Почему российские производители не получают зарубежных сертификатов, чтобы работать напрямую с иностранными лицензиарами, когда те готовы взять в проект российскую продукцию?
Ю.Л.: Есть немало российских производителей, которые выпускают свою продукцию по стандартам API. Или вот такой пример. Здесь на Форуме компания «ТехПромАрма», представляет стабилизаторы давления собственной разработки. В настоящее время запущен процесс сертификации стабилизаторов на соответствие требованиям европейских директив. А что касается всех остальных, наверное, виной всему определенная косность мышления.
Armtorg: Вы тесно работаете с Научно-Промышленной Ассоциацией Арматуростроителей. Как вы можете прокомментировать работу НПАА за 2014 – начало 2015 года?
Ю.Л.: Мы с вами встретились на Арматуростроительном Форуме, и надо сказать, что он весьма неплохо и эффективно организован. В рамках Форума проходят круглые столы и другие мероприятия деловой программы, где участники могут обменяться мнениями. И все это организовано при активном участии НПАА. Ассоциация ведет очень серьезную и нужную работу в плане представления интересов арматуростроительных предприятий в государственных структурах. Члены НПАА участвуют в оценке регулирующего воздействия тех или иных вновь разрабатываемых нормативных документов. Исполнительный директор ассоциации И.Т. Тер-Матеосянц работает в качестве эксперта в профильных комитетах Госдумы, Минпромторге, Росстандарте. Лично я и другие представители предприятий, членов Ассоциации, участвуют в работе комитетов Торгово-промышленной палаты, деятельность которых связана с арматуростроением и трубопроводным транспортом. Ассоциация – это, безусловно, важное и нужное объединение, полноценно представляющее отрасль в органах власти. Еще одной важной сферой деятельности НПАА является борьба с контрафактом. Есть и другие направления работы, например, в области стандартизации. Здесь, я считаю, Ассоциации нужно еще немного подтянуться.
Armtorg: На кого, на ваш взгляд, ориентирован Арматуростроительный Форум?
Ю.Л.: Любая выставка должна быть ориентирована на потребителя. С другой стороны, производителям и проектировщикам тоже полезно встретиться и обменяться опытом с коллегами. Это некий бонус. Отрадно, что потребителей мы видели и на мероприятиях деловой программы, и в выставочных залах. Хотелось бы, чтобы их было еще больше.
Armtorg: Вы упомянули о проблемах в сфере стандартизации. Что вы можете сказать о нынешней системе стандартов?
Ю.Л.: Это больной вопрос. Принятием Закона о техническом регулировании систему стандартизации сильно «прогнули». Если советские стандарты носили характер закона, то сейчас стандарты – это просто рекомендательные базы. Я считаю, это не совсем верно – что называется, с водой выплеснули и ребенка. И, тем не менее, то, что сейчас пытаются делать и делают Питерское ЦКБА и НПАА по созданию стандартов предприятий, государственных и межгосударственных нормативных документов, пусть даже в их нынешнем, рекомендательном статусе – это очень полезная работа. Необходима также и гармонизация стандартов: все-таки мы живем в общем экономическом пространстве. И если такая целостная база арматуростроительных стандартов, в том числе гармонизированных, согласованных с ключевыми заказчиками, будет создана, наши предприятия просто обязаны будут ее принять, чтобы не остаться за бортом.
Armtorg: Спасибо за беседу! В заключение, по традиции – ваши напутствия коллегам и партнерам.
Ю.Л.: Как я уже говорил, мы работаем над инновационными проектами, и так хочется, чтобы они были востребованными и оплачиваемыми. Желаю всем арматуростроителям единения и успешного преодоления кризиса!
Опубликовано в «Вестнике арматурщика» № 4 (24) 2015