«ТюменНИИгипрогаз» – это уникальный научно-проектно-производственный комплекс, головная организация по научному обеспечению производственной деятельности предприятий газовой промышленности в Западной Сибири. Здесь реализуется комплексный подход к разработке и обустройству газовых, газоконденсатных и газоконденсатонефтяных месторождений. Научные разработки и проектные решения ООО «ТюменНИИгипрогаз» используются на многих предприятиях Западной и Восточной Сибири, а промышленное оборудование, изготовленное на Экспериментальном заводе, применяется по всей стране. Это позволяет действовать быстро и эффективно. Все направления деятельности сертифицированы по международному стандарту ISO 9001:2008 и СТО Газпром 9001–2006.
Armtorg: Здравствуйте, Федор Вячеславович! По традиции, в начале беседы расскажите о вашей компании.
Ф.Б.: Здравствуйте! В настоящий момент наша компания находится в стадии реорганизации. В 2015 году ПАО «Газпром» приняло решение о консолидации проектных активов в специализированной компании ООО «Газпром проектирование». Тюменский филиал был основан на базе научно-производственного комплекса ООО «ТюменНИИгипрогаз», где мы и трудились. Проектный блок «ТюменНИИгипрогаз» был переведен в «Газпром проектирование» одним из первых. Окончательный процесс перевода должен завершиться осенью 2016 г. В этом году, кстати, «ТюменНИИгипрогаз» отмечал свое 50‑летие.
Отдел линейных сооружений занимается в основном проектированием газопроводов, а именно промысловых трубопроводов. На данный момент мы почти завершили обустройство второго, четвертого, пятого участков Ачимовских отложений Уренгойского НГКМ. Состав объектов – это кусты скважин, газопроводы-шлейфы,
трубопроводы внешнего транспорта, конденсатопроводы и металлопроводы, узлы запорной арматуры, камеры пуска и приема. Ачимовские месторождения известны давно, но вот разрабатываться начали сравнительно недавно. Ачимовские отложения залегают на глубинах от 3200 до 3800 метров и имеют гораздо более сложное геологическое строение по сравнению с разрабатываемыми комплексами. А именно – аномально высокое начальное пластовое давление, достигающее 61 МПа, высокая пластовая температура, от 105 до 115 °С. На сегодняшний день Тюменский филиал ООО «Газпром проектирование» после получения положительного заключения Государственной экспертизы приступил к разработке рабочей документации.
Armtorg: Арматура каких типов и производителей используется на подконтрольных вам объектах?
Ф.Б.: В реализуемых проектах, согласно политике импортозамещения, применяется арматура отечественного производителя. В основном это «Самараволгомаш», «Тяжпромарматура», а на малые диаметры – «Энерпред-Ярдос».
Armtorg: Какие проблемы наиболее часты при работе с арматурой?
Ф.Б.: При строительстве магистральных газопроводов в основном выявляется потеря герметичности затворов шаровых кранов. Данное обстоятельство вызвано, помимо прочего, воздействием сварочного грата и шлама на мягкие уплотнения седла при монтаже крана на трубопровод. Это приводит к значительным организационным сложностям и материально-техническим затратам. Для предотвращения отказов трубопроводной арматуры в проектной и рабочей документации предусматривается поставка арматуры с приваренными в условиях завода катушками.
Armtorg: Как осуществляется выбор поставщика продукции для ваших объектов?
Ф.Б.: Выбор арматуры обусловлен наличием разрешения к применению на объектах ПАО «Газпром». На данный момент при выполнении проектной документации опросные листы на запорную арматуру обезличены. Кто будет поставщиком той или иной продукции, определяется позже на тендере согласно технической информации, представленной в опросных листах.
Armtorg: Часто ли вы сталкиваетесь с контрафактом? Поделитесь своим опытом.
Ф.Б.: Мы, если честно, это не отслеживаем. Помню только один случай: у заказчика были претензии по качеству продукции, он прислал нам сертификаты на продукцию, а мы отправили их на завод-производитель. Тогда оказалось, что данный завод этой продукции не выпускал. Понятно, что использование некачественной продукции может привести к аварии при таких давлениях, как у нас на объектах. Я сталкивался с тем, что арматура, которая не держит давление, впоследствии остается на трубопроводе – стоит открытая, и ей просто не пользуются.
Armtorg: А как вы относитесь к китайской продукции?
Ф.Б.: Наша компания работает в основном с крупными заказчиками, которые не хотят рисковать и зачастую даже не предлагают нам на согласование китайскую арматуру. Да и сейчас наблюдается особая направленность на отечественную продукцию.
Armtorg: Где на ваших объектах применяется импортная арматура?
Ф.Б.: Импортную арматуру мы ставим на кусты скважин – применяли и применяем регулирующие клапаны Mokveld, потому что статистическое давление там до 50 МПа, и отечественные производители пока конкурентоспособной продукции предложить не могли. Недавно нас привлекали к работе по согласованию установки отечественных клапанов производства АК «Корвет» на действующем кусте газоконденсатных скважин второго Ачимовского участка. Мы – генпроектировщики данного объекта. В настоящий момент два клапана поставили на кустах ГП-22 (газового промысла), анализируют его работу, тестируют на разных режимах. Возможно, мы когда‑то перейдем на отечественного производителя, поскольку есть необходимость в такой продукции. Работа ведется.
Armtorg: Какие пробелы, недоработки сейчас есть у российских производителей, на ваш взгляд?
Ф.Б.: Сейчас производители закрывают все основные наши потребности. Мы применяем, например, предохранительную арматуру – в основном отечественную, за редким исключением. Например, при большой пропускной способности, чтобы не ставить 2‑3 отечественных блока, мы выбираем один импортный. Но это единичные случаи. По регулирующим клапанам, как было сказано, тоже индивидуальные случаи. Запорная
арматура полностью отечественная.
Armtorg: Почувствовали ли вы какие-то изменения в своей работе за 2015 год и начало 2016?
Ф.Б.: Все перешли на наших производителей, и заводы просто не справлялись с объемами. Подрядчики и сторонние заказчики, не добывающие общества «Газпром», чтобы не срывать сроки, стали рассматривать в том числе и китайские краны. После направления нам писем о возможности согласования мы рассматривали их технические характеристики, но даже при полном соответствии требованиям опросных листов всегда предупреждали, что опыта эксплуатации нет, показатели надежности не проверены, говорили о рисках. В итоге заказчики, в основном, отказывались от этих кранов, прислушивались к нашему мнению.
Armtorg: Считается, что с российскими производителями сложно вести диалог. Есть ли у вас какие‑то замечания к их работе?
Ф.Б.: Думаю, что проблема некоторых российских арматурных заводов состоит в определенной закрытости. Всегда бывают отрицательные отзывы заказчика по разным критериям работы арматуры. Заводы должны работать не только с заказчиком, но еще и с проектными институтами, доводить информацию о новых разработках, выявленных проблемах при эксплуатации и путях их решения, возможно, касающихся не только эксплуатации, но и проектирования.
Приведу пример. До недавнего времени приходилось работать с одной из российских компаний – производителей арматуры. Оказалось, что у наших заказчиков насчет качества арматуры этой фирмы сложились отрицательное мнение по отрывочным сведениям из других нефтегазовых компаний. Пообщавшись с заводом, мы пригласили на совещание в Тюмень технических специалистов и менеджеров предприятия. Обсудили новшества, причины
выхода арматуры из строя (не всегда зависящие от завода-изготовителя) и то, какие работы были выполнены для недопущения повторных ситуаций. Поговорив с генеральными проектировщиками, представители завода встретились с представителями заказчика. Думаю, стоит ожидать положительного результата переговоров.
Armtorg: Поговорим непосредственно об эксплуатации. Как сейчас проводится диагностика подконтрольных вам трубопроводов?
Ф.Б.: На сегодняшний день наши заказчики стремятся к проведению внутритрубной диагностики не с помощью традиционных камер пуска-приема, а с применением малогабаритных трехходовых скребковых кранов, позволяющих запускать и принимать диагностические снаряды. Уровень современных технологий позволяет уменьшить размеры необходимых электронных компонентов снарядов. Это сделало возможным производство укороченных диагностических снарядов, адаптированных под применение с чистяще-скребковыми кранами.
Преимущества чистяще-скребковых кранов перед традиционными камерами приема / запуска следующие: не требуется большой площади для монтажа и установки за счет меньшего общего размера, менее металлоемкая конструкция, не требующая дополнительной обвязки, как в случае с камерами. Как следствие, стоимость кранов (с учетом стоимости монтажа обвязки и выполнения насыпи) выходит намного дешевле, чем у камер приема / запуска.
Armtorg: Спасибо за интересную беседу! Ваши пожелания коллегам и тем, кто поставляет вам продукцию?
Ф.Б.: Сейчас идет сворачивание многих интересных проектов, точнее, даже не сворачивание, а перенос времени выполнения. Надеюсь, что все эти проекты все‑таки будут реализованы, что никому не придется отказываться от своих планов, исходя из общей ситуации. Кроме того, хотелось бы, чтобы не забывали про науку в нефтяной и газовой промышленности, иначе мы рискуем потерять весь наработанный потенциал. Также хотелось бы меньшей политизированности в нашей отрасли. Ведь игры с ценами на сырье, запреты применения современных технологий, сокращение обмена опытом и прочее накладывает отпечаток на развитие отрасли в научном отношении. А в мире растущих потребностей необходимо бурное развитие, чего и желаем коллегам!
Опубликовано в "Вестнике арматуростроителя" №6 (34), 2016 г.
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 6 (34) 2016