«В.А.»: Здравствуйте, Юрий Арсентьевич! Рады Вас приветствовать! Прежде всего поздравляем Вас с получением звания «Автор года 2018». Это награда, отражающая Ваши творческие способности и талант писателя. Хотелось бы поговорить о Вашей трудовой деятельности. Каков был Ваш путь в отрасль? Почему Вы приняли решение заниматься именно трубопроводной арматурой в Вашей изобретательской работе?
Ч.Ю.: Первое мое рацпредложение, за которое я получил вознаграждение, было сделано в 1961 году. Когда я только начал работать токарем на заводе «Уралмаш», мне пришла в голову мысль сделать форму резца таким образом, чтобы за один проход сразу получалась ось с двумя диаметрами. До этого нужно было проходить дважды. Цеховая организация ВОИР помогла мне оформить рацпредложение, и данный резец нашел свое применение. Затем после окончания радиотехнического училища в Риге я работал радиотехником, а эта область крайне благоприятна для рационализаторства и изобретательства. И за все время работы (5 лет) я сделал 10 рацпредложений, которые помогли улучшить работу радиооборудования аэропортов далекой Магаданской области. После окончания Дальневосточного высшего инженерного морского училища (ДВВИМУ) работал на первом контейнервозе Дальневосточного пароходства «Гродеко». Там по моему рацпредложению была сделана доработка судна, что поспособствовало увеличению его контейнеровместимости на 40 %. Это дало огромную экономию для пароходства, а я получил денежную премию и грамоту Министерства морского флота (коей очень горжусь!). В лихие девяностые многим было не до изобретений, важнее было заработать денег, чтобы просто выжить. В настоящее время я работаю в судоходной компании. В свое время участвовал в строительстве судов, и вот тот опыт, который я накопил с 70-х годов, теперь очень пригодился. Судовая и промышленная арматуры очень похожи. С той лишь разницей, что к судовой арматуре предъявляются более серьезные требования, потому что она должна функционировать в сложных климатических условиях, когда буквально за один месяц может произойти изменение от +50 °С (в Персидском заливе) до –50 °С (в Арктике). Постоянная вибрация тоже предъявляет свои требования к креплению, уплотнению. Я постарался не только применить свой опыт, но и попытался предложить что-нибудь новое. Все-таки арматуростроение – это немного инерционная отрасль промышленности, которая не очень быстро реагирует на возникающие требования. За все время работы, с 1970 года по настоящий момент, я наблюдал только три новых вида клапанов, которые начали применять на морских судах. А в основном использовали те же тарельчатые клапаны для пароходов, которые были разработаны еще в первой половине 20 века. Очень важно двигаться вперед, и международные санкции нам в этом помогают. Мы можем самостоятельно разработать такие модели клапанов, что у нас их будут покупать иностранные компании, но для этого нужно приложить силы.
«В.А.»: Как сейчас Вы оцениваете ситуацию на современном рынке? Какие сейчас основные тренды? Какие появились возможности у промышленников и их клиентов?
Ч.Ю.: Я посещаю различные выставки, и замечаю, что новинок за последнее время практически не появилось. Лишь в 2015 году английская компания GOODWIN привезла на выставку новую модель клапана осевого потока с шестерёночно-реечным приводом. Сам привод новый, а принцип его действия, т. е. изменение управления запорным цилиндром, происходит под углом 90 градусов, что требует больше усилий для приводов, быстрее изнашивается, требует сложной технологической обработки. Мой вид привода на подшипниках коренным образом отличается от других приводов. И на него был получен патент. Но, к сожалению, до сегодняшнего дня только две компании попытались это сделать. Результаты их трудов мне не известны, потому что постоянного контакта у нас нет.
«В.А.»: Таким образом, взаимодействие с производителями очень медленное.
Ч.Ю.: При обсуждении возможностей изготовления клапанов выяснилась одна простая вещь. Если я общаюсь на эту тему с институтами-проектировщиками, то там сразу спрашивают: «Мы все можем рассчитать, но кто нам даст техническое задание на производство ваших клапанов? И кто нам даст деньги?». Когда разговариваю с директорами заводов, которые производят эту арматуру, они говорят: «Хороший у вас проект! Но у нас нет технического проекта чертежей, по которому мы будем делать, как нет и тех требований, которые мы должны выполнять на производстве. Даже если мы найдем деньги, и все сделаем своими силами, кто будет это покупать?». А в разговорах (и переписке) с нашими крупными нефтегазовыми компаниями мне твердят: «Хорошая модель клапана, но кто сделает и предложит?» А когда на выставках все они встречаются вместе, то моментально начинают перекладывать ответственность друг на друга. Таким образом, все эти три составляющие разорваны, у них нет взаимосвязи. Даже проектные учреждения не могут это разрабатывать, потому что конечный потребитель выбирает заграничную продукцию. А наши ГОСТы их, почему-то, не устраивают.
«В.А.»: Потому что иностранцы не хотят пускать нас на свой рынок.
Ч.Ю.: Возможно и так. Хорошо бы санкции продлились еще лет 10, в этом случае мы будем вынуждены разрабатывать свою собственную продукцию, я думаю, мы к этому придем. Тем более есть много новых компаний, которые активно работают, зарабатывают, но им нужна помощь и поддержка именно от наших покупателей, от наших потребителей, нефтегазовых компаний.
«В.А.»: Как Вы считаете, важно ли сегодня вернуть ГОСТу основной статус, а не просто рекомендательный? Представьте Ваш комментарий относительно сегодняшней ситуации с ГОСТом.
Ч.Ю.: Я был во многих иностранных портах. И когда там приходят проверять соответствие судового оборудования требованиям, то у них на первом месте стоят сертификаты международных признанных организаций (например, американская ANSI, которая входит в международный стандарт ISO), и в соответствии с этими сертификатами инспекторы проверяют оборудование. Нужно, чтобы наши нефтяные и газовые компании совместно обговорили все эти технические условия, создали совместные требования по типу американского ANSI. Также еще существует API – основной игрок на американском рынке, это же добровольное не государственное объединение нефтегазовых зарубежных компаний. Но рекомендации API официально приняты государственной организацией ANSI, эти требования в качестве составной части входят в международный стандарт безопасности. Пусть наши нефтегазовые компании сядут за общий стол переговоров, выработают общие требования на основе совместного опыта работы (и в пустыне Каракум, и на шельфе Арктики), а потом вместе с РОСТСТАНДАРТом внесут свои требования. А РОСТСТАНДАРТ как полноправный член международного сообщества стандартизации может внести свои предложения. Только в этом случае наши российские стандарты будут в этом международном стандарте стоять на одном уровне с американскими, с европейскими. И тогда я, придя на российском судне в любой иностранный порт, буду предъявлять сертификаты нашего РОСТСТАНДАРТа под эгидой ISO. Существующие в настоящее время сертификаты ИНТЕРГАЗСЕРТ («Газпрома») там никто не знает. Поэтому нас на международном рынке не особо принимают. А если мы будем работать под эгидой ISO, то клапаны, произведенные в России, будут покупать по всему миру.
«В.А.»: Видимо, с этого и нужно начинать импортозамещение. Юрий Арсентьевич, какое самое яркое событие из своей трудовой деятельности Вы можете вспомнить?
Ч.Ю.: В этом году мне была присуждена премия ВОИР. Она составила 1 миллион рублей. На половину средств премии мы с сыном (он тоже моряк) организовали Фонд поощрения изобретателей и рационализаторов, работающих в отрасли. Таким образом, ежегодно в конце июня перед Днем работников морского и речного флота в Российской академии наук будут награждать победителей Конкурса инновационных разработок для развития водного транспорта.
«В.А.»: Спасибо большое за беседу. Вы очень уникальный человек! Ваши пожелания читателям журнала, Вашим коллегам, партнерам.
Ч.Ю.: Мое пожелание, чтобы люди внимательно читали новые технические публикации, изучали передовой опыт. И чтобы они задумывались, как все это новое внедрить у себя на производстве. И не ради того, чтобы просто сделать, а, чтобы люди видели, что они двигаются вперед, хорошо делают свою продукцию, хорошо зарабатывают и хорошо живут. Важно получать новую информацию, и все передовое применять в производстве.