«В.А.»: Олег Николаевич, Вы – один из самых старейших, опытных и авторитетных работников в машиностроении. Вы посвятили развитию арматуростроительной отрасли более 50 лет. Поговорим о Вашей трудовой деятельности в качестве арматуростроителя. С чего все начиналось? Каким был Ваш трудовой путь в отрасли арматуростроения?
О.Ш.: В 1962 году, после промыслового рейса на антарктической китобойной флотилии, я встретил своего однокурсника по Ленинградскому пограничному высшему военно-морскому училищу Михаила Светличного, который пригласил меня на работу в ЦКБА.
У меня уже был опыт конструкторской работы, который я получил, работая конструктором в бюро механизации и автоматизации Ленинградского вагоностроительного завода им. Егорова.
Узнав от Михаила (позже ставшего директором завода судовой арматуры – сегодня «Армалит»), что работа в ЦКБА обещает быть интересной, я согласился поработать там некоторое время, поскольку мечтал о продолжении карьеры моряка. Однако арматуростроение – это такая отрасль, которая не «отпускает» специалистов и для которых становится делом всей жизни. С этого момента я связал свою жизнь с арматурой, о которой постепенно узнавал все больше и больше. Начав со старшего инженера, занимал должности руководителя группы, начальника сектора, а через три года возглавил отдел приводных устройств.
Через восемь лет меня назначили главным инженером, а еще через четырнадцать – заместителем директора ЦКБА по научной работе.
Исполняя обязанности в должности главного инженера ЦКБА, а в периоды длительной болезни главного инженера НПАА «Знамя Труда» и его должность, я параллельно продолжал в вечерние часы и выходные заниматься исследованиями электроприводов, что позволило успешно защитить диссертацию и получить звание кандидата технических наук. С 1990 по 2004 годы я занимал должность исполнительного директора Научно-промышленной ассоциации арматуростроения.
«В.А.»: Сразу после окончания Ленинградского Высшего Военно-морского училища Вы были назначены командиром электромеханической боевой части пограничного корабля. В Вашем ведении находилось большое количество трубопроводной арматуры разных видов. Это стало для Вас первым опытом знакомства с судовой арматурой? Удалось ли Вам за три года службы изучить всё оборудование в совершенстве?
О.Ш.: Я получил назначение на небольшой корабль, построенный еще в годы Великой Отечественной войны. На корабле были установлены три главных дизельных двигателя, изготовленные американской фирмой «Дженерал Моторс» (техническая документация была представлена на английском языке). Часть установленной в машинном отделении и на двигателях трубопроводной арматуры также была поставлена американскими компаниями. Поэтому наряду с изучением устройства агрегатов приходилось совершенствовать и знания технического английского языка.
В дальнейшем была облегчена задача ремонта и замены выработавшей ресурс арматуры на отечественную. Через год боевая электромеханическая часть корабля заслужила звание отличной.
«В.А.»: Нам известно, что после службы в морских пограничных частях и двухгодичной конструкторской работы в отделе автоматизации «Вагоностроительного завода» Вы совершили кругосветное плавание в должности механика китобойного судна Калининградской арктической китобойной фло тилии «Юрий Долгорукий». Как эта экспедиция помогла Вам расширить и приобрести новые знания и опыт в эксплуатации двигателей и систем? Участие в кругосветке помогло Вам в принятии технических решений в сложных ситуациях?
О.Ш.: Для работы оборудования в суровых условиях антарктических морей со штормами, качкой, забортной водой с температурой минус два градуса условия работы не способствовали спокойствию. Тем более, что команда, решившаяся на длительное плавание без единого подхода к берегу в течение восьми месяцев, требовала безаварийной работы главных двигателей (четырех дизель-генераторов с мощностью по тысяче лошадиных сил), только при этом моряки могли заработать приличные деньги. И вдруг один двигатель перестал развивать штатную мощность. Команда китобойца, конечно, потребовала от меня немедленно исправить положение. Я пришел к выводу, что отсутствует наддув дополнительного воздуха в цилиндры. Наддув осуществлялся компрессором, приводимым в действие турбиной, работающей на выхлопных газах двигателя, вал которой вращался с частотой двенадцать тысяч оборотов в минуту. Инструкции по эксплуатации не предусматривали ремонта и даже разборки в условиях плавания, это допускалось только в заводских условиях. Однако делать нечего, нужно было принимать решение. Думаю, что мало механиков флотилии решились бы на самостоятельный ремонт этого агрегата.
Я поручил мотористу, имеющему навыки работы на токарном станке, выточить четыре стержня, которые можно было использовать в качестве направляющих при подъеме крышки турбины весом, наверное, полтонны, не повредив лопаток турбины, т. к. полностью исключить качку было невозможно. Притащив в машинное отделение тали, предназначенные для спуска и подъема спасательных шлюпок, и закрепив их на перекрытии машинного отделения, я попросил капитана спрятать судно от ветра и высоких волн за большим айсбергом. Позвав на помощь свободных от вахты моряков, дал знак поднимать освобожденную от крепления крышку турбины. Каково же было изумление всех участников операции, когда в направляющих воздуходувки была обнаружена застрявшая стальная шпилька с резьбой М24. Шпилька вырубила из алюминиевого ротора нагнетателя все лопатки.
Пришлось поднять вал с ротором, а затем при помощи электрода сварочного аппарата разрезать и демонтировать его. В трубопроводе турбовоздуходувки лежала брезентовая рукавица, полная шпилек и гаек, из которой при штормовой качке выпала злосчастная шпилька.
Рукавицу с крепежом забыли рабочие Николаевского судостроительного завода, собирающие элементы турбонаддува. На складе запасных частей китобазы нашелся ротор, который (с некоторым опасением, не возникнет ли сильная вибрация от вращения плохо сбалансированного ротора) был установлен в агрегат. После аварийного ремонта двигатель исправно развивал необходимую мощность, полноценная охота на китов продолжалась, китобоец догонял самых быстрых китов – сейвалов.
«В.А.»: Олег Николаевич, в 1962 году Вы начали работу в научно-исследовательском и конструкторском отделе приводных устройств ЦКБА, и уже в 1965 году Вы были назначены начальником этого отдела. Расскажите про вашу работу в данном отделе. Какие новые конструкции электроприводов для трубопроводной арматуры были созданы в то время?
О.Ш.: В России электроприводы были впервые применены на заводе «Знамя Труда» в 1928 году. Электродвигатель с редуктором устанавливался на задвижку, а его включение и отключение осуществлялось оператором, наблюдавшим за процессом, посредством простого рубильника.
До Великой Отечественной войны отключение электродвигателя при управлении арматурой осуществлялось при помощи реле тока. В послевоенные годы появились блоки выключателей, настраиваемые по положению штока арматуры. Позже стали применяться муфты ограничения крутящего момента при достижении закрытия арматуры. Для приведения их в действие использовалось осевое перемещение червяка, сжимающего пружину в червячном редукторе привода при неподвижном червячном колесе. Затем ограничение крутящего момента привода стало использоваться как при закрытии, так и при открытии арматуры. Разработчиком электроприводов в нормальном (не взрывобезопасном) исполнении было ЦКБА. Совершенно оригинальные конструкции электроприводов во взрывобезопасном исполнении разработал ВНИИНефтемаш. Микровыключатели во взрывобезопасных приводах помещались в коробку, заполненную маслом.
К 60-м годам прошлого века промышленность выпускала много совершенно разных электроприводов на разных непрофильных (как тогда говорили, «привлеченных») заводах. Перепрофилированный в 1946 году на выпуск электроприводов тульский завод торфяных машин, получивший позже название «Электропривод», изготавливал лишь незначительную часть выпускаемых в стране приводов малыми сериями.
Образованное в 1965 году Министерство химического и нефтяного машиностроения СССР поддержало наше предложение о создании унифицированного ряда электроприводов, позволявшего отказаться от производства разнообразных конструкций на привлеченных заводах, сосредоточив выпуск унифицированных электроприводов с двусторонними муфтами ограничения крутящего момента в нормальном и взрывобезопасном исполнениях крупными сериями только на Тульском заводе «Электропривод». Такие электроприводы были сконструированы нашим отделом. Серьезной проверкой правильности выбранных ЦКБА конструктивных решений стала успешная эксплуатация новых электроприводов, поставленных в 1972 году на Ленинградскую атомную станцию, в 1974 году на самую безопасную в мире АЭС Ловииса в Финляндии.
«В.А.»: На протяжении почти 20 лет (с 1973 по 1990 годы) Вы трудились главным инженером и заместителем директора по научной работе ЦКБА. Какие задачи в этой должности Вам приходилось решать на крупных предприятиях различных отраслей народного хозяйства?
О.Ш.: Навыки научной работы позволили быстро и успешно решать сложные задачи, связанные с созданием и освоением производства новой арматуры и ее эксплуатации на газопроводах, АЭС, химических, нефтехимических, металлургических, целлюлозно-бумажных комбинатах, промышленных и пищевых предприятиях. Приходилось читать много специальной литературы, посвященной научной, технической, управленческой, социальной сферам. Было большое количество командировок, в которых пришлось принимать важные решения в очень сжатые сроки.
Иногда приходилось заново конструировать арматуру и приводы непосредственно на заводах, исправляя неудачные проекты. Так, мною были заново спроектированы на «Усть-Каменогорском арматурном заводе» задвижка и обратный затвор с диаметром 1 000 мм для магистральных газопроводов. Узнав что-либо новое, не встречающееся ранее, я старался по свежим впечатлениям организовать срочную разработку нормативно-технических документов, например, после командировки на «Оренбургский газоперерабатывающий завод» – отраслевой стандарт по металлам, применяемым для коварных сероводородных сред.
«В.А.»: Олег Николаевич, в 1990 году Вы совместно с генеральным директором НПОА «Знамя труда» Серафимом Ивановичем Косых организовали Всесоюзную ассоциацию арматуростроителей, преобразованную позже в Научно-Промышленную Ассоциацию арматуростроителей. Расскажите, какие предпосылки способствовали решению создать Ассоциацию и как протекал сам процесс? С какими трудностями Вы сталкивались на пути создания Ассоциации? Поддерживали ли вас арматуростроители?
О.Ш.: Создание Ассоциации стало ответом на неразбериху, возникшую после утраты министерствами руководящей роли в осуществлении хозяйственной деятельности заводов. Хотя СССР ещё существовал, в республиках начались процессы их отделения, экономика страны находилась в ожидании надвигающегося кризиса. Родилась идея создать сообщество арматуростроителей. Руководители предприятий понимали, что выживать легче в единении, поэтому образование Ассоциации было актуальным. Генеральный директор «Пензтяжпромарматуры» Анатолий Сергеевич Скворцов в ситуации, когда решался вопрос создания в этом объединении самостоятельных предприятий, хорошо сформулировал программу действий, актуальную и для отрасли: «Или выживем, или погибнем, но все вместе».
Генеральный директор Ленинградского научно-производственного объединения арматуростроения Серафим Иванович Косых одобрил идею создания Ассоциации, и после одного из производственных совещаний в августе 1990 года сказал мне: «Олег Николаевич, ты часто бываешь на наших предприятиях, любишь эти контакты, возьми создание Ассоциации в свои руки. С моей стороны будет оказана любая помощь и участие. Будем вместе ездить по заводам, агитировать и оформлять документы». Я с готовностью согласился выполнить такое неожиданное поручение.
В сентябре 1990 года Арматурным Главком Министерства тяжелого машиностроения, в которое вошли структуры Министерства химического и нефтяного машиностроения, на «Георгиевском арматурном заводе» проводилось очередное заседание Научно-технического совета Главка, на котором я проинформировал участников о предложении создать Всесоюзную Ассоциацию арматуростроителей. Идея получила поддержку присутствующих, главный инженер «Благовещенского арматурного завода» Евгений Григорьевич Кузнецов в своем выступлении сказал, что весь коллектив его завода полностью согласен с необходимостью создания Ассоциации, и попросил считать его первым членом этого профессионального объединения.
Началась организационная работа по разработке устава, учредительного договора и других документов. Собрание 29 учредителей состоялось 17 октября 1990 года. В соответствии с Уставом, Общее собрание Ассоциации было названо Советом Ассоциации, в него вошли первые лица предприятий-участников.
На заседаниях Совета Ассоциации вырабатывалась стратегия выполнения функций вновь созданной организации. На его первом заседании были избраны президентом С.И. Косых, вице-президентами – М.И. Власов и директор НПО «Киевпромарматура» С.Г. Зимин, я был назначен исполнительным директором. После предательской ликвидации СССР в декабре 1991 года ВАА была преобразована в НПАА.
Для улучшения финансового состояния исполнительной дирекции общим собранием было рекомендовано заняться коммерческой деятельностью. Но директор Миргородского Арматурного Завода Виктор Иванович Авдиенко заявил, что НПАА не следует увлекаться коммерцией как источником прибыли. Ассоциации надо делать акцент на технических вопросах арматуростроения, а не на коммерческих. Виктор Иванович и в дальнейшем много внимания уделял выработке направлений деятельности Ассоциации.
Очень большой вклад в формирование политики внёс генеральный директор Группы «Интерарм» Евгений Георгиевич Васильченко. Он принимал активное участие во всех мероприятиях, его выступления всегда вызывали искренний интерес у присутствующих. В первые трудные для предприятий годы, когда многие участники задерживали уплату членских взносов, он сказал, чтобы мы забыли слова «исключить из членов Ассоциации». Предприятия со временем окрепнут и будут аккуратно платить взносы. С первых заседаний Евгений Георгиевич подчёркивал важность работы по стандартизации, унификации, гармонизации стандартов, настаивал на создании системы анализа и котировки цен.
Главный инженер Курганского завода «Икар» Владимир Петрович Попов сформулировал проблемы, которые должна решать Ассоциация: определение истинного технического и экономического уровня нашей арматуры на фоне арматуры передовых западных фирм; разработка механизма внедрения нашей арматуры в большие, комплексные, в т. ч. международные проекты; получение информации об освоении новых видов арматуры или параллельного освоения на заводах оборонной промышленности в других отраслях; налаживание сотрудничества с ассоциациями арматуростроителей Европы и Америки; выявление перспективности видов заготовок для различных объёмов производства.
Численность НПАА к февралю 1992 года составила 40 предприятий, а через год – более 100. Основная трудность для НПАА состояла в недостатке средств, поскольку гайдаровские реформы в один день сделали предприятия и население нищими. Особенно это проявилось во время кризисов 1998 и 2008 годов. Казалось, что Ассоциацию придется распустить, однако и заводы и работники исполнительной дирекции проявили стойкость и некоторое время работали почти бесплатно. Со временем положение стабилизировалось, НПАА получила признание крупного бизнеса и властных структур страны.
«В.А.»: Олег Николаевич, как Вы можете прокомментировать сложившуюся на момент Вашего прихода в отрасль ситуацию? И если сравнивать с сегодняшним днем, какие произошли изменения к лучшему? Какие в то время предъявлялись требования к производителям арматуры?
О.Ш.: В 60-е годы основной особенностью отрасли арматуростроения был недостаток производственных мощностей. Много арматуры изготавливалось на непрофильных, так называемых привлеченных заводах, народное хозяйство задыхалась от дефицита. Руководство страны понимало необходимость увеличения конструкций и производства арматуры. В 1945 году было создано ЦКБА, в 1949 году И.В. Сталиным предписано построить мощные арматурные заводы в Пензе, Кургане и Армавире. Уже через два года начал давать продукцию второй Пензенский арматурный завод (ныне «Пензтяжпромарматура»), двумя годами позже – Курганский «Икар». К сожалению, холодная война не дала возможности построить Армавирский завод.
Взамен нового строительства были развиты мощности «Георгиевского арматурного завода». В 1958 году правительством принимается решение существенно увеличить численность ЦКБА, дополнительно выделить средства на расширение производства арматуры. За последние 60 лет отрасль испытывала как взлеты, так и падения. По сути дела, ликвидирован Юго-Камский машиностроительный завод, изготавливающий продукцию для нефтепромыслов, из-за жадности и непрофессионализма собственников разорился Курганский «Икар».
В советское время массово изготавливалась арматура из чугуна, ощущался острейший дефицит стальной арматуры. Большинство заводов, изготавливавших чугунную арматуру, свернуло производство, особенно это касается украинских арматурных заводов. Политика государства была нацелена на количественный рост производства арматуры, отсюда и невысокие требования к ее качеству.
«В.А.»: По Вашему мнению, чем сегодня является отрасль арматуростроения? Каковы перспективы ее развития?
О.Ш.: Сегодня отечественное арматуростроение в основном преодолело кризис. Нет такой арматуры, которую бы не смогли спроектировать, изготовить и досконально проверить наши заводы. И потребители и местные власти убедились в возможностях предприятий. Причем иногда отрицательные моменты в жизни арматуростроителей порой оборачиваются положительной стороной. К примеру, в Кургане опытные и талантливые кадры, выросшие на обанкротившемся «Икаре», учредили несколько современных хорошо оснащенных предприятий, в т. ч. с научным уклоном, к изготовлению арматуры присоединились оборонные предприятия. Преданная идеалам арматуростроения успешная компания «Саратовэнергомашкомплект» построила в городе современный завод «Курганспецарматура». На базе испытательного подразделения завода был образован Центр испытаний, сертификации и стандартизации арматуры.
Курганская администрация, ощущая пользу арматуростроения, дающего региону авторитет, налоги, рабочие места, существенно поддержала арматуростроителей, организовав кластер по арматуростроению, поручив развитие этого направления одному из вице-губернаторов. Эта работа значительно подняла авторитет региона перед федеральными властями, озабоченными импортозамещением и выполнением национальных проектов.
Кстати, «Саратовэнергомашкомплект» кроме «Курганспецарматуры» построил современные заводы – Саратовский арматурный, «Регулятор» в г. Ярославле, осуществил модернизацию «Тулаэлектропривода».
В г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, благодаря энергии и таланту генерального директора А.А. Березкина, построен мощный современный арматурный завод «Гусар». Администрация и законодательное собрание Тульской области постоянно поддерживают старейший арматурный завод «Алексинпромарматура», делегировали директора этого предприятия В.В. Панченко в Совет Федерации.
К изготовлению арматуры и приводов подключились оборонные предприятия страны с их высоким кадровым и технологическим потенциалом. Многие предприятия получили право маркировать продукцию монограммой весьма авторитетного в мире Американского нефтяного института, что позволило потребителям быть уверенными в качестве арматуры и приводов.
Кроме того, размещение в стране отделений известных в мире арматурных и приводных зарубежных фирм, являющихся конкурентами отечественным производителям, стимулирует последних не расслабляться и изготавливать продукцию высокого качества. Все это свидетельствует о достойном уровне современного арматуростроения.
«В.А.»: Олег Николаевич, Вы являетесь лидером по числу изобретений и рационализаторских предложений. За свою трудовую деятельность Вы получили более сотни авторских свидетельств и патентов на изобретения. Расскажите про наиболее значимые и интересные из них.
О.Ш.: Я не являюсь лидером среди изобретателей и рационализаторов. Многочисленные авторские свидетельства, полученные в советское время, несмотря на то, что автором идей являлся я, выданы группам сотрудников ЦКБА и арматурных заводов при моём участии.
Наиболее интересным считаю первое изобретение (созданное в 1968 году), относящееся к электроприводу и используемое до настоящего времени, поскольку оно вывело отечественные приводы на уровень мировых.
Вторым изобретением, которое мне нравится, стало изобретение арматуры для высокотемпературных сред. В конструкции было предложено использовать эффект Пельтье, открытый в 1834 году, его суть состоит в следующем: если нагревать соединенные пайкой два проводника из определенных материалов с одного конца, другой конец охлаждается. Изобретение заключалось в том, чтобы, закрепив один спай в области нагретого средой корпуса арматуры, второй конец поместить в область сальникового уплотнения, которое при этом охлаждается. Комитет по делам изобретений и открытий рассмотрев заявку, быстро принял решение о выдаче авторского свидетельства без всякой переписки, что было впервые в нашей практике. Наверное, экспертам понравилось оригинальное техническое решение.
Упомяну еще один факт. Некоторое время Министерство критиковало ЦКБА за незначительное количество изобретений. Генеральный директор объединения С.И. Косых поручил мне активизировать эту работу. Я распорядился включать в ежеквартальные планы отделов подачу заявок на изобретения. Меня убеждали, что это процесс творческий, его нельзя планировать, но я твердо проводил в жизнь свое решение. К удивлению многих скептиков, планы выполнялись! Через некоторое время стали включать в планы и получение авторских свидетельств, и не было ни одного случая их невыполнения. Через два года министерство уже ставило ЦКБА в пример другим институтам.
В 90-х годах я получил несколько патентов, выданных теперь уже мне одному. Это патенты на конструкцию оригинальных конденсатоотводчиков, многослойное уплотнение затвора шарового крана.
Что касается рационализаторских предложений, в большинстве своем они вредны, т. к. направляются на упрощение конструкций и технологических процессов, ухудшающее качество.
За весь период работы в отрасли арматуростроения у меня было только одно рацпредложение, впервые внедренное на «Чуфаровском арматурном заводе», которое до сегодняшнего дня вызывает противоречивые чувства.
«В.А.»: Есть ли у Вас опыт работы на зарубежных предприятиях с иностранными партнерами?
О.Ш.: На зарубежных предприятиях мне работать не пришлось. Я имел самую высокую степень допуска к совершенно секретным документам, и выезд за границу мне был категорически запрещен. Совместные проекты с НИИ и КБ стран СЭВ, с которыми ЦКБА активно сотрудничало, успешно выполнялись. Это работы по созданию электроприводов с Польским институтом арматуростроения, задвижек с «Магдебургским арматурным комбинатом» в Германии, проведение совместных гидравлических исследований и конструирование регулирующих клапанов с чешской фирмой «Сигма» и др.
В 1993 году НПАА стала членом Европейского общества арматуростроителей Европы и начала командировать специалистов на ежегодные конгрессы СЕИР, проходившие в разных странах. На каждом Конгрессе делегаты НПАА докладывали участникам результаты работы, полезные и европейским арматуростроителям. Это были многоязычные словари арматурных терминов, участие в составлении общеевропейского каталога изготавливаемой в Европе арматуры и приводов. В каталог была включена арматура, изготавливаемая предприятиями-членами НПАА.
В 2007 году НПАА приняла Конгресс СЕИР в г. Санкт-Петербурге. Делегаты Конгресса, проходившего в гостинице «Астория», посетили Смольный, где их приветствовал вице-губернатор М. Осиевский, с большим удовольствием участвовали в торжественном обеде в Юсуповском дворце.
В 1990 году ЦКБА приняло участие в исследованиях принципиально нового электропривода, изобретенного и изготовленного ЦКБА в США фирмой «Лимиторк» – членом Американской ассоциации арматуростроителей (ВМА). Во время пребывания в Соединенных штатах делегация ЦКБА была приглашена посетить офис ВМА в Вашингтоне. Опытный образец привода был куплен компанией «Лимиторк». В 90-е годы организовать его производство в России было нереально.
«В.А.»: Сегодня много говорят о сертификации и стандартизации продукции, размышляют о тонкостях изготовления товаров по ГОСТам и ТУ. Одни считают, что нужно вернуть старый добрый советский ГОСТ, другие намерены побороться за внедрение собственных традиций стандартизации. А какой точки зрения придерживаетесь Вы в такого рода вопросах?
О.Ш.: «Старые добрые» советские ГОСТы как раз не стимулировали предприятия выпускать высококачественную продукцию. Главной задачей советских министерств было обеспечение выполнения плана в денежном выражении. Поэтому много улучшений в государственных и отраслевых стандартах отвергалось по причине затруднений заводов в выполнении повышенных требований. Споры ЦКБА с предприятиями при рассмотрении разногласий министерством, как правило, решались в пользу производителей.
В настоящее же время большинство ГОСТов пересмотрено, в них включены требования международных стандартов. Это явилось мощным фактором, стимулирующим предприятия изготавливать арматуру на современном научно-техническом уровне, что позволило в короткий срок практически решить задачу импортозамещения.
Считаю, что возврата к старым ГОСТам теперь уже не будет. К сожалению, один нормативно-технический документ никак не удается переиздать. Это ГОСТ 356-80 «Арматура и детали трубопроводов. Давления условные, пробные и рабочие. Ряды». Стандарт устарел, содержит принципиальные вещи, такие как применение размерности (МПа, кг/см2) при обозначении давлений, что запрещено международными и отечественными стандартами, при обозначении материалов допускаются ссылки на несуществующие ГОСТы. Устарел и термин «условные» – давно используется «номинальные». Есть и ошибки, внесенные по небрежности: в п. 6 вместо термина «пробного» вставлено слово «прочного» и т. д.
Впервые ГОСТ был разработан в 1941 году Московским отделением Центрального котлотурбинного института. Этой организации давно уже не существует, следовательно, нет и «хозяина» стандарта. Другие предприятия не торопятся взять на себя разработку крайне важного и необходимого стране государственного стандарта взамен устаревшего, основываясь на спецификации Американского общества инженеров-механиков ASME В 16.5, которой руководствуется весь мир.
«В.А.»: Как Вы оцениваете собственный опыт? Какую роль Вы отводите себе как ключевой фигуре арматуростроительной отрасли?
О.Ш.: За 57 лет работы в арматуростроении накоплен большой опыт и знания, которые хочется передать новым поколениям арматуростроителей. Я изучаю и делаю замечания к проектам новых стандартов, редактирую переводы научно-технических статей по специальности и стандартов, по некоторым вопросам консультирую, пишу статьи и книги (с учетом четырех книг, написанных в соавторстве с классиком арматуростроения Д.Ф. Гуревичем, их насчитывается десять).
Определение «ключевой фигурой» – преувеличение. Я делаю то, на что хватает сил. Отечественное арматуростроение сегодня на хорошем ходу, искренне желаю всем работникам отрасли, включая коллективы издателей арматурных журналов, здоровья и успехов в их благородном деле.
«В.А.»: Благодарим за беседу, желаем Вам крепкого здоровья, удачи и благополучия!