Не секрет, что основной целью медиагруппы ARMTORG была и остается информационная поддержка российских машиностроителей во всех проектах и начинаниях. И из года в год мы остаемся верны нашей политике.
На заводе «Армалит» наша команда бывала не раз и не понаслышке знает о потенциале и системе качества легендарного предприятия, которому уже больше 140 лет.
В этот раз редакционная коллегия журнала «Вестник арматуростроителя» поспешила подготовить небольшое, но ёмкое интервью с коммерческим директором завода Коптяевым Евгением Васильевичем, который любезно согласился ответить на наши вопросы о производстве, политике предприятия и планах освоения новых изделий.
«В.А.»: Добрый день, Евгений Васильевич! Очень рады встрече с Вами! АО «Армалит» – современная динамично развивающаяся компания, имеющая вековую историю. Предприятие производит судовую арматуру и общепромышленную трубопроводную арматуру. Расскажите об основных предпосылках развития. Что сегодня представляет собой АО «Армалит»?
Е.К.: История предприятия берет начало в 1878 году, когда в г. Санкт-Петербурге было основано акционерное общество «Лангензипен и К°». Сейчас у нас хранится выпущенный в 1911 году оригинал каталога продукции общества, в котором представлен широчайший спектр арматуры как по типу, так и по ее назначению. Предприятие с момента своего основания специализировалось на производстве трубопроводной арматуры для всех отраслей промышленности и судостроения.
Уже в советский период, в 1939 году, предприятие было включено в систему судостроительной промышленности СССР и официально стало главным поставщиком судовой арматуры в стране. Это означает, что вся основная судовая арматура, которая появилась в советские годы, была спроектирована здесь. И до сих пор, спустя 80 лет с этого события, «Армалиту» удаётся сохранять позиции лидера – сегодня мы являемся ключевым поставщиком трубопроводной арматуры на рынке военного кораблестроения. В этом десятилетии «Армалит» стал возвращаться к своим историческим корням – мы активно начали разрабатывать высокотехнологичные отечественные продукты для нужд нефтехимической отрасли и газовой промышленности. Теперь эти направления становятся не дополнительными, а самостоятельными и цельными.
«В.А.»: Поговорим о продукции вашего предприятия. Расскажите подробнее о ваших новинках и уникальных разработках. Как сегодня предприятию удается самостоятельно производить широкую номенклатуру изделий судового машиностроения, широкий спектр оборудования для нефтегазовой отрасли?
Е.К.: Сейчас номенклатура нашей арматуры – более 5 тыс. позиций, поставленных на производство. При этом я бы не сказал, что поддержание такой широкой номенклатуры – задача, которую мы сами перед собой ставим. Это, скорее, вынужденный шаг. Большая часть наших поставок приходится на судостроение, где уровень унификации трубопроводной арматуры низок, поэтому мы вынуждены поддерживать широчайший номенклатурный ряд.
Что касается новинок, то сейчас наше конструкторское бюро ведет 30 НИОКР по нескольким перспективным направлениям.
Изделия этих направлений будут самыми востребованными на рынке трубопроводной арматуры в ближайшее время. Кроме разработки новых изделий, мы ведем работу по созданию и совершенствованию износостойких покрытий арматуры, по развитию новых способов сварки. Все это необходимо для увеличения ресурса изделия и повышения его прочности и надежности работы в сложных условиях. Отрасль арматуростроения в этом смысле шагнула далеко вперед. Если в начале прошлого века общество «Лангензипен и К°», поставляя свои изделия, указывало срок службы 6 месяцев, то сегодня «Армалит» изготавливает арматуру для судостроения с назначенным ресурсом до 40 лет, хотя еще два-три десятка лет назад срок службы в 25 лет считался почти запредельным.
«В.А.»: Продукция АО «Армалит» находит широкое применение в нефтяной, химической газовой промышленности. Вы вкладываете значительные средства в оснащенность необходимым испытательным и контролирующим оборудованием. Какая ТПА наиболее востребована на настоящий момент?
Е.К.: По данным НПАА, 2/3 производимой российскими компаниями ТПА в денежном выражении приходится на шаровые краны и задвижки из стали, которые обеспечивают нужды нефтяной и газовой промышленности. При этом все еще силен многолетний тренд на постепенное замещение задвижек шаровыми кранами, и недавно доля производимых в России шаровых кранов по стоимости впервые превысила долю задвижек. В рамках нашего предприятия в 2018 году (по сравнению с 2017 годом) общий объём заказов шаровых кранов увеличился в 1,5 раза.
«В.А.»: Евгений Васильевич, АО «Армалит» являет собой успешный пример внедрения инструментов бережливого производства (Lean-системы). Предприятие самостоятельно приступило к внедрению принципов бережливого производства еще несколько лет назад. «Армалит» накопил уже достаточный опыт, чтобы поделиться им с коллегами. Поведайте, как теоретические знания воплощаются в реальность.
Е.К.: Мы уже не первый год работаем с инструментами Lean-системы, и сейчас пришли к тому, что бережливое производство является общим делом. Lean-система начинает работать только тогда, когда ее принципы разделяют все участники производственного процесса – от руководителей до рабочих.
Основная работа по внедрению концепции «бережливости» начинается с фиксации текущего процесса. Рабочая группа отслеживает каждый этап изготовления всех составных частей конкретного изделия: замеряет время и путь его перемещения, хронометраж и загрузку на рабочих местах. На основе этих данных происходит картирование процесса, создаются диаграммы спагетти, высчитывается общее время изготовления и выявляются слабые места на производстве (простои и очереди). На все это уходит как минимум два месяца.
Далее специалисты анализируют всю полученную информацию и формируют лист решения проблем на конкретных участках. Затем рабочая группа ставит перед собой целевой показатель. Как правило, он связан с временем изготовления изделия. С ориентацией на целевой показатель происходит и картирование будущего состояния производства, создается новая диаграмма спагетти. В итоге формируется план реализации проекта и встает задача по «переносу» всего того, что написано на бумаге, в цеха.
Изначально участники рабочей группы сталкивались с непониманием со стороны рабочих и начальников участков, которые говорили: «Мы же всегда так делали, зачем что-то менять?». В итоге нам всем удалось найти общий язык, и сейчас рабочие уже сами активно вносят предложения по совершенствованию производственных процессов. Постоянный поиск способов оптимизации производства выходит уже на уровень образа жизни и мышления всего предприятия.
«В.А.»: Совсем недавно предприятие получило статус участника официального проекта в регионе «Производительность труда и поддержка занятости», который стартовал в г. Санкт-Петербурге. Расскажите про этот проект. Какую роль АО «Армалит» играет в данном проекте?
Е.К.: Главная цель национального проекта – ускорение роста производительности труда на предприятиях как минимум на 5 % в год к 2024 году. «Армалит» начал работать с инструментами бережливого производства еще до того, как в г. Санкт-Петербурге стартовал этот нацпроект. Статус же официального участника проекта позволяет предприятию рассчитывать на поддержку властей в вопросе повышения производительности труда, например, за счет средств, выделенных на реализацию проекта, рабочие «Армалита» будут проходить обучение и осваивать новые востребованные профессии. С другой стороны, имея большой опыт работы в направлении бережливого производства, мы сами можем делиться им со своими коллегами. К нам уже приезжают руководители промышленных предприятий, чтобы вживую на реальном примере увидеть, как работают инструменты Lean-системы.
«В.А.»: АО «Армалит» предоставляет услуги в области механической обработки деталей. Евгений Васильевич, расскажите, как налажена деятельность в данном направлении.
Е.К.: Услуги в области механической обработки, конечно, не основная наша деятельность, но у нас по-настоящему уникальный парк оборудования и профессионалы, способные сделать то, за что другие не берутся. Поэтому к нам обращаются предприятия, для которых важно соблюдение дополнительных требований по точности, качеству и надежности. Такие заказы мы принимаем, учитывая текущую и планируемую загрузку предприятия, чтобы не срывать сроки – ни свои, ни заказчика.
Сейчас у нас около 350 станков всех обрабатывающих групп, и если собрать с них все шильды, то получится впечатляющая коллекция наименований ведущих мировых брендов станкостроения – DMG Mori, Toshiba, Biglia, Fanuc, Niigata и др.
«В.А.»: Известно, что высокое качество продукции и менеджмента на АО «Армалит» подтверждено сертификатами соответствия стандартам, а также необходимыми разрешениями. Расскажите о сертификации продукции производства АО «Армалит».
Е.К.: Система менеджмента качества (СМК) разработана, сертифицирована и внедрена на «Армалите» в 2005 году. Она соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001:2015, российского стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» и военного стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Системы менеджмента качества. Общие требования».
Предприятие обладает всеми необходимыми сертификатами и лицензиями по каждому направлению своей деятельности: судостроение, нефтегазовая отрасль, атомная промышленность. Эксперты сертифицирующих органов проводят обязательный ежегодный инспекционный контроль действующих сертификатов.
В год «Армалит» проходит несколько независимых аудитов как поставщик и производитель арматуры для разных отраслей промышленности. К примеру, в марте 2017 года мы прошли аудит на соответствие требованиям ОСК, предъявляемым к поставщикам судовой арматуры. В результате предприятию был присвоен итоговый балл 94,6 и категория «А», а в итоговом отчете корпорация рекомендовала судостроительным компаниям рассматривать «Армалит» как лучшего проектировщика и производителя судовой арматуры.
С аудитом к нам приезжали группы специалистов «Лукойла», «ФосАгро», «Газпром нефть шельф», «СИБУР». Только за этот год мы уже прошли внешние аудиты пяти компаний, включая российские и международные корпорации.
«В.А.»: Евгений Васильевич, в чем, на Ваш взгляд, заключаются основные преимущества предприятия АО «Армалит»?
Е.К.: Наши изделия – это безопасность, воплощенная в металле. Мы имеем колоссальный опыт поставок трубопроводной арматуры для нужд военного кораблестроения, т. е. мы изготавливаем продукцию, которая будет безотказно работать даже в условиях боевых действий. Арматура, созданная в цехах «Армалита», – это гарантия безопасности при эксплуатации всей системы.
Мы выпускаем арматуру, срок службы которой может доходить до 40 лет при условии осуществления лишь разового капитального ремонта. Так, работа с нашим предприятием становится выгодной для заказчика при оценке стоимости арматуры в перерасчете на ее жизненный цикл. Закупив арматуру один раз при строительстве судна, владелец не должен будет менять ее через каждые два года, избежит лишних докований, простоев и упущенной от этого выгоды.
В стоимость нашей продукции заложены не только сама арматура, но и привилегированные условия ее шефмонтажа, сервиса и ремонта с применением только качественного заводского ЗИП с текущего производства. Для возможности обслуживать изделие на протяжении всего его жизненного цикла мы специально создали «Центр технологического обслуживания судового оборудования («ЦТОСО»). Эта наша дочерняя компания гарантирует прибытие сервисно-ремонтрой бригады с необходимым комплектом ЗИП в любую точку мира, непосредственно на место базирования корабля в течение семи дней с момента поступления заявки.
Работа по такой схеме и в такие сжатые сроки невозможна для большинства наших конкурентов, и они вынужденно прибегают к услугам созданной нами сервисной компании.
«В.А.»: Евгений Васильевич, поделитесь планами работы предприятия АО «Армалит» на ближайшую перспективу.
Е.К.: Мы входим в пятерку крупнейших арматуростроителей России главным образом за счет лидерства в сегменте военного кораблестроения. Сегодня мы уже активно выходим на рынок гражданского судостроения. В первую очередь нам интересны проекты, связанные с развитием Северного морского пути, с добычей нефти и газа на арктическом шельфе.
В фокусе внимания также атомная промышленность и нефтегазовый сектор, на который приходится более половины всех поставок в отрасли арматуростроения.
«В.А.»: Спасибо за беседу!